Опубликовано 29 мая 2019, 10:35

Использование реактора с перовскитовым резервуаром позволило получить чистый водород

© Rotolnox/Flickr

Исследователи из Ньюкаслского университета создали реактор, который позволяет получать чистый водород и чистый углекислый газ раздельно друг от друга. О разработке ученые сообщили в Nature Chemistry.

Все реальные процессы — химические, механические и электрические — необратимы и потому страдают от термодинамических потерь. Энергия тепловых колебаний согласно второму закону термодинамики передается от более горячего тела более холодному, потому что повышает меру хаоса и снижает свободную энергию системы. Однако если свободная энергия и мера хаоса для обоих состояний равна, то реакция обратима. Системе безразлично, в каком из состояний пребывать, и потому она пребывает в обоих и сразу.

Новый реактор осуществляет обратимую реакцию воды (H2O) и угарного газа (CO), традиционные продукты которой — водород (H2) и углекислый газ (CO2). Однако аппарат предотвращает загрязнение водорода углекислым газом, перенося атом кислорода от молекулы воды к молекуле СО через кислород, зафиксированный на стенках перовскитового резервуара. Реакция переноса атома кислорода от перовскита с CO2 обратима, и перовскит может отнимать кислород обратно. Феномен получил название «химической памяти» и ведет к образованию чистых водорода и углекислого газа раздельно.