Опубликовано 01 марта 2022, 16:57
2 мин.

Российские химики создали установку для получения водорода без катализатора

Монтаж установки

В Институте проблем химической физики Российской академии наук приступили к монтажу и обвязке установки, позволяющей перерабатывать углеводородные газы в водородсодержащее топливо. Об этом сообщает сайт ИПХФ РАН.

«К созданию этой установки мы шли несколько лет, - поясняет руководитель работ, заведующий Химико-технологическим отделом ИПХФ РАН Игорь Седов. – В нашем институте были разработаны научные основы бескаталитического матричного риформинга углеводородных газов в синтез-газ».

Как пояснили ученые, новая установка позволяет работать с углеводородным сырьем практически любого состава – попутный нефтяной газ, биогаз, различные углеводородные смеси переменного состава. На выходе получается синтез-газ, в том числе – обогащенный водородом.

Современные технологии переработки углеводородных газов сталкиваются с рядом проблем: нестабильностью состава исходной смеси углеводородов, наличием в ней примесей, малые объемы поступаемых в переработку газов, некоторые экологические проблемы.

Все эти трудности позволяет преодолеть установка, созданная в ИПХФ РАН, в которой не требуется катализатор и используются процессы, происходящие в газовой фазе реактора. Это позволяет существенно снизить стоимость процесса конверсии.

Новая установка представляет собой установку опытно-промышленного класса, она имеет производительность выше лабораторного прототипа и уже может применяться для утилизации небольших промышленных объемов углеводородных газов, в том числе – с малых месторождений с получением синтез-газа и водорода.

«Новая работа – развитие идей школы Николая Николаевича Семенова в области химической физики, в области гомогенных газофазных реакций. Эти исследования привели к созданию многомасштабных, подробных и точных моделей превращения газообразных веществ в цепных реакциях и позволили нам контролировать их в технологическом режиме и выйти на практическое применение новой технологии», - продолжает Седов.

Как отмечает ученый, созданная установка стала частью исследовательской программы Центра компетенций НТИ при ИПХФ РАН «Новые и мобильные источники энергии» в области получения водорода.