Опубликовано 28 октября 2016, 20:00

Создан алгоритм, позволяющий предсказать запах вещества по его формуле

© Ефремова Татьяна/Wikimedia Commons

Международный коллектив исследователей с участием химиков из Рокфеллеровского университета разработал программу, способную определять запах вещества по его химической формуле. Материалы исследования представлены в журнале препринтов bioRxiv.

В отличие от зрительных и слуховых ощущений, которые легко предсказать, зная длину волны, запахи долгое время оставались загадкой для ученых. Специалисты, работающие с ароматами, не могли предположить, как будет пахнуть вещество, зная только его химическую формулу.

Авторы исследования решили использовать краудсорсинг, чтобы собрать информацию, необходимую для машинного обучения. 49 добровольцам предложили оценить, насколько сильны и приятны запахи 476 химических веществ, а также насколько к ним подходят 19 характеристик (например, чесночный, пряный или фруктовый).

После этого ученые загрузили в компьютер данные о 407 химических веществах и 4884 физических и химических свойствах (например, тип атома или функциональная группа). Они предложили всем желающим помочь в развитии и совершенствовании механизма. Разработанный учеными алгоритм, проанализировав ответы респондентов, выявил связь между формулой и запахом вещества.

Алгоритм оказался достаточно точным, хотя и несовершенным. Частично это связано с тем, что человек редко оценивает один и тот же запах одинаково, если проходит один и тот же тест дважды. Как считают авторы разработки, она поможет парфюмерам и поварам создавать ароматы, минуя многочисленные ошибочные решения.