Опубликовано 23 декабря 2019, 09:59

Найден способ улучшить свойства пены

Пивная пена

© Stefan Sauer/dpa/picture alliance

Исследователи из Германии, Венгрии и Великобритании утверждают, что нашли способ контролировать количество пены в различных жидкостях и время ее существования. Их статья вышла в журнале Chemical Communications.

На протяжении десятилетий ученые пытались научиться контролировать срок службы и стабильность пеноматериалов, полученных из жидкостей с несколькими различными добавками. Поведение пены с одной добавкой было вполне понятно, но внедрение нескольких разных соединений усложняло расчет свойств достаточно серьезно.

Химики из Манчестерского и Будапештского университетов, а также Берлинского и Дармштадского технических университетов в своем новом исследовании изучили строительные блоки пен — пенные пленки. Используя нейтронографию, они разработали новый способ соотнесения стабильности пенных пленок с расположением молекул добавок на поверхности пузырьков. Эти соединения обеспечивают стабильность пены, предотвращая разрыв пленок.

Ранее ученые не могли сделать это потому, что исследовали только общие свойства поверхности пен, а не структуры, лежащие в их основе и содержащие специальные молекулы. Только благодаря использованию нейтронографии ученым удалось добиться такого прогресса. Этот метод измерения мог рассказать, как молекулы различных соединений располагаются на поверхности жидкости и обеспечивают стабильность пенных пленок.

Открытие ученых может использоваться для разработки более эффективных веществ для очистки океанов, которые могли бы лучше связывать молекулы нефти, минимизируя последствия разливов. Также разработку можно применить для стабилизации пены, используемой для тушения пожаров. Еще несколько потенциальных применений касаются создания «идеальной» пивной пены, которая оставалась бы на поверхности долгое время, и улучшения составов шампуней и моющих средств.