Опубликовано 10 мая 2017, 16:03

Химики научились быстро рассчитывать свойства ароматических соединений

© Purchase College/Wikimedia Commons

Химики из Института элементоорганических соединений РАН предложили способ расчетов, позволяющих предсказуемо менять свойства полициклических ароматических молекул. Результаты исследования опубликованы в журнале Angewandte Chemie.

Если над одним из циклов полициклических ароматических молекул поместить атом металла, то цвет, электропроводность и поведение полученного вещества в химических реакциях меняются в зависимости от того, над каким из циклов он расположился. Авторы исследования предложили простую схему расчетов, позволяющих связать металл с нужным циклом. По словам ученых, для их проведения достаточно мощности мобильного телефона.

Благодаря расчетам удалось быстро оценить устойчивость нескольких десятков возможных соединений и подобрать для ароматической молекулы подходящие вспомогательные группы атомов (так называемые заместители), которые смещают электронное облако молекулы и направляют металл в нужный цикл. Теоретическое предсказание экспериментально проверили на небольшой молекуле антрацена. Антрацен построен из трех шестиугольников, и в обычной ситуации металл всегда связывается с крайним из них. Однако при введении нужных групп металл перемещается в центр. При этом яркая оранжевая окраска вещества полностью исчезает, что указывает на важные изменения в электронной структуре молекулы.

Ученые полагают, что направленное введение металла позволит управлять свойствами ценных ароматических молекул.