Опубликовано 10 сентября 2019, 20:00

Химики предложили таблицу Менделеева для молекул

© Ralf Gerard/JOKER/picture alliance

Химики из Токийского технологического института предложили новый подход к построению периодической таблицы для молекул с несколькими типами симметрий. Статья исследователей опубликована в журнале Nature Communications.

Периодическая таблица элементов была предложена в 1869 году Дмитрием Менделеевым и стала одним из краеугольных камней не только химии, но и всех естественных наук. Эта таблица содержит все элементы, полученные из природных соединений и синтезированные на специальных установках. Каждый элемент таблицы имеет свой столбец и строку, номера которых отражают его характеристики: количество электронных слоев, формы орбиталей, число внешних электронов. Ученые десятилетиями использовали периодическую таблицу Менделеева для предсказания характеристик неизвестных на тот момент элементов.

Но может ли существовать такая периодическая система для молекул? Некоторые исследователи не исключали такую возможность и предлагали свои периодические правила для предсказания существования определенных молекул. Однако эти предсказания были действительны только для кластеров атомов с квазисферической симметрией. С другой стороны, есть много молекул с другими формами и типами симметрии, которые также нужно учитывать. Разработанные ранее модели не могли этого сделать.

Предлагаемый вид периодической системы для молекул, ориентированной по четырем параметрам