Опубликовано 15 августа 2016, 12:00

Ученые МГУ определили количество умеренно токсичного дезинфектанта в сточных водах

© United States Department of Agriculture/ U.S. federal government

Химики Московского университета изобрели способ определения концентрации широко используемого дезинфектанта полигексаметиленгуанидина (ПГМГ), безопасного для человека, но губительного для одноклеточных организмов, в сточных водах. Статья опубликована в высокорейтинговом журнале Mikrochimica Acta.

«Полигексаметиленгуанидин (ПГМГ) — эффективнейший отечественный дезинфектант, содержание которого в сточных водах надо контролировать, поскольку при всей своей нетоксичности для теплокровных он губителен для одноклеточных организмов. ПГМГ неудобен для определения такими методами, как хроматография, поскольку это полимер (точнее, олигомер). До сих пор нет простой и доступной (например, фотометрической или флуориметрической) методики определения ПГМГ в водах на уровне предельно допустимых концентраций (0.1 или даже 0.01 мг/л, в зависимости от того, какие воды). Наша работа направлена на решение этой задачи», — рассказывает ведущий научный сотрудник кафедры аналитической химии химического факультета МГУ, доктор химических наук, ведущий автор исследования Михаил Беклемишев.

Ученые использовали известную в биохимическом анализе схему (однако реализуемую там в более сложных формах). Суть подхода состоит в получении тройного агрегата: магнитная частица — определяемое вещество — флуоресцентная метка (квантовая точка) и последующем магнитном отделении этих тройных агрегатов от избытка квантовых точек. Такая агрегация в случае ПГМГ происходит потому, что он заряжен положительно, а квантовые точки и магнетит — отрицательно. Содержание ПГМГ в тройных агрегатах определяют по интенсивности флуоресценции квантовых точек.

«В итоге не только найден способ определения низких концентраций ПГМГ в водах, но и получена информация фундаментального толка: мы узнали, что при простом смешении водных растворов (точнее, суспензий) магнетита и квантовых точек в присутствии катионного полиэлектролита (ПГМГ — полимера, способного к ионизации в растворе) образуются тройные агрегаты, которые даже удалось увидеть в просвечивающем электронном микроскопе», — говорит Михаил Беклемишев.