Опубликовано 13 июля 2020, 21:12

Жидкие кристаллы растянули и изменили их цвет

Жидкий кристалл под микроскопом

© Verduzco Laboratory/Rice University

Ученые из Чикагского университета разработали способ растяжения и деформации жидких кристаллов для придания им различных цветов. Статья об открытии опубликована в журнале Science Advances.

Жидкие кристаллы, которые способны принимать различные конформации, уже являются основой для многих технологий, в частности для дисплеев высокой четкости. Авторов нового исследования интересовали в первую очередь хиральные жидкие кристаллы. Они бывают нескольких разных видов — изомеров, — которые относятся друг к другу как зеркальные отражения.

Эти кристаллы могут также образовывать так называемые «кристаллы синей фазы», которые обладают свойствами как жидкостей, так и кристаллов, и могут в некоторых случаях пропускать или отражать видимый свет лучше самих жидких кристаллов.

Исследователи знали, что эти кристаллы потенциально можно модифицировать так, чтобы они проявляли широкий спектр оптических эффектов при растяжении или сжатии. Также исследователи знали, что невозможно растянуть или деформировать вещество в жидком состоянии. Чтобы сделать это, они поместили крошечные капли жидких кристаллов в полимерную пленку. Ученые обнаружили, что такой материал имеет гораздо больше различных фаз, чем было известно ранее. Эти фазы отвечают за различные цвета в зависимости от приложенного напряжения и температуры.

Такую систему можно использовать для измерения степени деформации, например в крыльях самолета, или для обнаружения мельчайших изменений температуры в помещении или системе. Также ученые предполагают, что с помощью новой технологии жидкие кристаллы можно внедрить в ткань, которая будет своим цветом показывать температуру тела пользователя. Исследователи также планируют попробовать управлять свойствами пленки с жидкими кристаллами с помощью магнитных и электрических полей.