Опубликовано 08 ноября 2017, 16:51

Ученые подтвердили таяние Антарктиды снизу

© Bruno Kagi/DPA

Геофизики нашли очередные подтверждения тому, что в Антарктиде, в районе Земли Мэри Бэрд, находится геотермальный источник. Исследователи считают, что благодаря его деятельности лед тает, что приводит к появлению озер и рек под ним. Статья с результатами опубликована в издании Journal of Geophysical Research: Solid Earth.

Стабильность ледяного покрова Антарктиды напрямую зависит от количества воды, находящейся между ним и поверхностью твердой земли. Эта вода облегчает скольжение ледников. Чтобы оценить темп потери ледяного покрова в будущем, важно определить, сколько энергии выделяют поверхностные источники тепла и сколько благодаря этому образуется талой воды. Подо льдами Антарктиды много рек и озер, которые могут быстро наполняться водой и так же быстро мельчать, что приводит к тому, что уровень льда колеблется в пределах шести метров. Это движение и позволяет ученым выяснить, сколько и где находится околоповерхностной воды.

Около 30 лет назад ученые предположили, что существует так называемый мантийный плюм (горячий поток от основания мантии, не связанный с крупномасштабной конвекцией в ней) в области Земли Мэри Бэрд, для объяснения местного вулканизма и куполообразного изгиба поверхности. В новом исследовании ученые скомбинировали компьютерное моделирование и спутниковые данные аппарата NASA IceSat для определения теплового потока. «Эти данные накладывают жесткие ограничения на допустимый темп таяния, как раз ту величину, которую мы хотим предсказать», — говорит соавтор работы Эрик Айвинс из Лаборатории реактивного движения NASA.

В результате оказалось, что мощность выделяемой поверхностью энергии не превышает 150 милливатт на квадратный метр во всех областях, кроме одного региона недалеко от берега моря Росса, где вычисленный поток составляет 150-180 милливатт. Для сравнения, соответствующая величина для территорий без вулканической активности составляет 40-60 милливатт, а около геотермальных источников превышает 200. Однако сейсмическое картирование региона показало, что тепло может достигать поверхности через рифт (крупную трещину в коре).