Опубликовано 05 января 2020, 22:27

«Беговая дорожка» на Галапагосах помогла людям понять эволюцию

Ландшафты Галапагосских островов

© Pixabay

Геологи узнали, что определяет продолжительность существования вулканического острова, а также почему именно Галапагосы помогли Чарльзу Дарвину сформулировать теорию эволюции. Проанализировав информацию с 14 подобных архипелагов, ученые изложили свои выводы в статье в Science Advances.

Когда из мантии поднимается струя расплавленной породы, она может создать вулканический остров и вспучить земную кору на сотни и тысячи километров. Постепенно новый клочок суши завоевывает жизнь. Со временем остров может затонуть или сдвинуться вместе с тектонической плитой, но новая порция магмы создаст новый. Цикл жизни вулканических островов примерно одинаков повсюду, но вот продолжительность их существования может варьироваться от нескольких миллионов до десятков миллионов лет. И только недавно геологи из Массачусетского технологического института предложили способ определения возраста вулканических островов.

Для этого они изучили эволюцию ландшафтов на Гавайях и обратили внимание на то, что погружение островов под воду происходило быстрее, чем это предполагал естественный механизм нагрева и охлаждения литосферных плит. Сравнение данных с 14 вулканических архипелагов помогло понять, что больше всего на продолжительность жизни острова влияло его нахождение над самой верхушкой вспучившегося участка плиты. Это время, в свою очередь, зависит от размера мантийной струи и вспучивания, которое она создает, а также скорости движения плиты.

Так все эти факторы влияют на разнообразие флоры и фауны на островах, на то, как живые организмы будут по ним расселяться и как много экологических ниш успеют занять. «Глядя на эти процессы с твердой земли, можно представить себе Галапагосские острова как быстро движущуюся беговую дорожку, где острова исчезают быстро и мало подвергаются эрозии. Именно эта система и привела к тому, что люди поняли, что такое эволюция», — отмечает соавтор работы Ли Ройден, профессор наук о земле Массачусетского технологического института, добавляя, что не имей человечество перед глазами такого примера, осознание механизмов эволюции могло бы не произойти еще очень долго.