Опубликовано 16 апреля 2017, 19:48

Ученые проверили теорию, объясняющую разнообразие живого в горах

© Pear Blossom/Wikipedia Commons

Двое исследователей из Филдовского музея естественной истории проверили одну из теорий, объясняющих богатство флоры и фауны на высотных плато и склонах гор. О результатах они рассказали в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Авторы исследования взялись проверить предположение о том, что своим биоразнообразием горы обязаны длительному периоду формирования: по мере того как поднимаются горные пики, условия жизни на этой территории меняются, и все больше видов могут адаптироваться к ним, меняться и образовывать новые виды.

В качестве материала для исследования ученые взяли 19 групп растений, встречающихся в Сино-Тибетских горах (они сформировались восемь миллионов лет назад), и сравнили их с растительным миром более древних Гималаев, а также Тибетского нагорья. В ходе работы ученые следили за развитием растений, секвенируя их ДНК и используя данные о найденных ископаемых останках.

Результаты показали, что в Сино-Тибетских горах темпы эволюции видов значительно возросли около 8 млн лет назад, когда горы начали подниматься. В тот же период времени растения на Тибетском нагорье и в Гималаях изменялись куда медленнее. Однако такая зависимость заметна только при изучении большого числа видов.

«Ученые часто фокусируют свое внимание лишь на одной группе растений и раскрывают ее историю. В таком случае не обязательно будет видна общая картина, потому что отдельные группы не всегда настолько многочисленны, чтобы их статистика показала эту зависимость», — рассказал один из авторов исследования, специалист из Филдовского музея естественной истории Ричард Ри.