Опубликовано 01 апреля 2020, 16:36

Древесные кольца помогли определить дату извержения Санторина

© Brujitafr/Flickr/ISO Republic/Indicator.Ru

Ученые из Аризонского университета и Высшей технической школы Цюриха использовали новый гибридный метод, чтобы определить точное время извержения вулкана Санторин. В результате было подтверждено, что оно произошло около 1560 года до н. э. Результаты своей работы исследователи опубликовали в Proceedings of the National Academy of Sciences.

Рост деревьев во многом зависит от их среды обитания. Каждый год они наращивают новый слой тканей, тип и количество которых могут рассказать об осадках, температуре, лесных пожарах, почвенных условиях и многом другом. Деревья могут даже записывать солнечную активность — периоды ее спада и возрастания. Годичные кольца древесины могут охватывать сотни или тысячи лет, позволяя ученым получить представление о климатических условиях в прошлом.

«Самое древнее годичное кольцо имеет возраст 12 тысяч лет. Но в Средиземноморье проблема заключается в том, что у ученых нет непрерывных данных о климатической истории, — говорит ведущий автор работы, профессор Аризонского университета Шарлотта Пирсон. — Нами очень хорошо задокументированы последние две тысячи лет, но в полученной информации есть разрыв. У нас есть кольца деревьев из более ранних периодов, но мы не знаем точно, каким датам они соответствуют. Это называется "плавающей хронологией"».

Заполнение этого пробела могло бы помочь установить дату извержения вулкана Санторин на острове Тера — одного из самых мощных в истории, нанесшего серьезный удар минойской цивилизации, — и выяснить, какой климат был характерен в прошлом для различных цивилизаций бронзового и железного веков. Период этого пробела находится между 2500 и 5000 лет назад. Авторы новой работы проанализировали годичные кольца деревьев, собранные в кургане Мидаса в турецком Гордионе. Исследователи проанализировали содержание в образцах радиоактивного изотопа углерода-14, который образуется из-за столкновения стабильного азота-14 с тепловыми нейтронами, которые являются результатом взаимодействия космических лучей и вещества атмосферы.

Используя результаты анализа колец остистой сосны, которая росла в Северной Америке примерно в то же время, что и деревья, найденные в Гордионе, ученые смогли подтвердить правильность своей датировки. Затем, исходя из того, что крупные вулканические извержения часто оставляют следы на годичных кольцах деревьев, исследователи установили, что Санторин действительно извергался примерно в 1560-м году до н. э. Подтвердило эту точку зрения и использование рентгенофлуоресцентного анализа, который также показал химические изменения, характерные для извержения вулкана на годичном кольце, соответствующем этому периоду.