История науки: через Атлантику с ветерком
О том, как наблюдательность помогает экономить время, о географических открытиях почтмейстера и пропавших картах Бенджамина Франклина рассказываем в нашей рубрике «История науки».
Открытие теплого течения в Атлантике приписывают испанцу Хуану Понсе де Леону, конкистадору и искателю источника вечной молодости. Он столкнулся с течением в 1513 году во время плавания между Багамскими островами и открытой им Флоридой, где течение очень сильное. Оно было настолько неожиданным для моряков, что их корабли отбросило назад, и самый маленький из них нашли только через два дня. «Течение было таким, что, несмотря на сильный ветер, они не только не могли продвинуться вперед, но их сносило обратно, и довольно сильно. <…> Течение явно было сильнее ветра», — писал Понсе де Леон. Так испанцы стали первыми, кто использовал Гольфстрим, чтобы отправлять корабли из Центральной Америки в Европу.
Теплое течение упоминается и в работах итальянского историка Петера Мартира (Пьетро Мартире), летописца Великих географических открытий на службе у испанцев. Он изучал письма и отчеты мореплавателей (в том числе и Христофора Колумба), нередко лично беседовал с ними. С 1511 по 1530 год Мартир объединил источники в архив из десяти частей по названием «Декады». Помимо данных о первых контактах европейцев с индейцами и географических данных, в отчетах было и описание сильного течения в Атлантике, с которым столкнулись путешественники. Также среди предшественников научного исследования течения называют английского моряка и исследователя второй половины XVI века Хэмфри Гилберта, отправившего две экспедиции к берегам Нового Света, чтобы основать там колонии.
В конце 1760-х годов заместитель главного почтмейстера Американских колоний Бенджамин Франклин, которому на тот момент было около шестидесяти, искал способы ускорить доставку почты и вообще как-то улучшить работу своего ведомства. Человек необычайной любознательности, он заметил, что почтовые суда добираются до колоний в среднем за два месяца, а торговые, в том же направлении, — за полтора, притом что почтовые легче.
Поверить, что торговым судам всегда попадается лучшая погода и попутные ветра, он не мог, и достойного объяснения не нашел. Тогда, направляясь однажды в Лондон, он спросил своего кузена, капитана китобойного судна Тимоти Фолджера, как же так получается. Тот объяснил, что, как и на суше, путешественники, желающие сберечь время, не едут по прямой, а выбирают хорошую дорогу и объезжают препятствия (горы, например). Так, моряки в Атлантике встречаются с «препятствием» — сильным теплым течением, берущим начало в Мексиканском заливе и направляющим воды на север Европы.
Американские моряки, китобои в том числе, хорошо представляли себе, где проходит течение, ведь его тепло привлекало планктон, а с ним и китов, а вот капитаны почтовых кораблей не знали о течении. Так Франклин начал исследования Гольфстрима, на которые, прерываясь на другие дела, он потратил шесть лет.
Франклин припомнил, как еще в молодости во время одного из плаваний он заметил, как посреди Атлантического океана вдруг потеплела вода и появилось множество водорослей, как будто корабль находился вблизи берега.
По просьбе будущего президента Фолджер набросал приблизительную карту течения, которую издали в Лондоне в 1769 году. В ней были объединены наблюдения Франклина и опыт американских китобоев. В описании ученый советовал морякам, как распознать течение и избегать его, направляясь в Америку, однако его советы остались без внимания. «Английские моряки пренебрегли картой, может, потому что не могли допустить, что американские рыбаки знают об океанских течениях больше их самих», — вспоминал Франклин слова Фолджера.
В результате оригинальное издание считалось утерянным почти 200 лет. Возможно, хождение карты в Великобритании постарался пресечь и сам Франклин, когда американские колонии начали борьбу за независимость. В любом случае, оригинальные карты стали такой ценностью, что, когда в 1980 году американский океанограф Филипп Ричардсон отыскал два экземпляра в Национальной библиотеке Франции, The New York Times посвятила открытию первую полосу.
Во время своих частых плаваний через Атлантику Франклин продолжал наблюдать за течением, отмечая координаты корабля и температуру воды и аккуратно записывая результаты, уточняя карту Фолджера (впрочем, как показывают современные исследования и спутниковые снимки, она и так была весьма неплохой). Именно Франклин придумал название «Гольфстрим» — «течение из залива» (Мексиканского). А британским морякам потребовалось еще много лет, чтобы признать важность течения и рассказавшего о нем американца.
Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram.