Опубликовано 26 апреля 2017, 16:56

«У детей нет времени, чтобы осознать прелесть географии»: мнения о допуроках в 11-м классе

География в одиннадцатом классе — что думают учителя
Президент России Владимир Путин на заседании попечительского совета Русского географического общества в штаб-квартире РГО

Президент России Владимир Путин на заседании попечительского совета Русского географического общества в штаб-квартире РГО

© Михаил Метцель/ТАСС

У какого предмета будут забирать часы для географии, почему вводить уроки географии надо не в 11-м классе, а раньше и по каким предметам нужно вводить выборочное обучение, рассказывает Indicator.Ru по итогам беседы с преподавателями географии. Ее причиной послужили слова Владимира Путина о необходимости ввести уроки географии в школьной программе 11-го класса.

На заседании попечительского совета РГО Президент РФ высказал идею, что возвращение уроков географии поможет «развитию патриотизма и национальной идентичности». Кроме того, Путин рекомендовал составителям образовательной программы ввести географию в перечень обязательных вступительных испытаний для абитуриентов, чья будущая профессия в той или иной степени связана с пониманием отношений между странами, их ресурсов и других связанных с географией аспектов. Ранее министр образования и науки РФ Ольга Васильева также высказывала идею о необходимости возвращения астрономии в школьную программу.

Больше патриотизма

Предложение Путина географы встретили неоднозначно. Илларион Миронов, преподаватель географии московской школы № 627, считает, что это предложение вполне может осуществиться в ближайшее время. «С учетом того, что еще лет семь назад географию преподавали и в 11-х классах, сложностей с составлением рабочих программ не возникнет. На мой взгляд, было бы интересно, если бы в 11 классе ввели "Современную географию", которая будет взаимодополнять курс истории. В рамках этого курса можно было бы взять в основу изменения на политической карте в XX-XXI веке, подробно рассмотреть причины и следствия этих изменений. Учителям обычно приятнее работать именно со старшеклассниками. И географам особенно обидно прерывать свой курс за год до выпуска. Так что, думаю, учителя будут только рады этому нововведению», — рассказал Миронов.

Александр Самойлов, старший методист отдела школьных олимпиад Центра педагогического мастерства в Москве, учитель географии школы № 1273, также придерживается мнения, что идея может осуществиться уже к следующему году. «К сожалению, все инициативы, которые исходят от президента, получают очень быстрое развитие. Президент не успел еще закончить совещание, где высказал мысль о необходимости проведения единого географического диктанта два года назад, как отдельные организации уже получили распоряжения его разработать. Поэтому, я думаю, процесс уже идет, к тому же Путин является попечителем Русского географического общества, — пояснил Самойлов. — Министр образования и науки России на Всероссийском съезде учителей географии, который проходил прошлой осенью в Москве, также говорила о повышении значимости географии, и все эти предложения могут быть звеньями одной цепи. У президента мотивацией выступало повышение патриотизма, и эта тема сейчас очень модная, особенно в свете санкций и отношения международных организаций к России. Думаю, что эту идею будут пытаться провести в массы».

Декан географического факультета МПГУ Елена Филатова придерживается другого мнения. «Боюсь, что предложение президента в ближайшее время осуществить не очень реально. Существует базовый учебный план, и за каждой дисциплиной закреплены определенные часы, которые контролируются нормами, и мы не можем дать ученикам больше времени, чем им положено по медицинским показаниям», — поделилась Филатова.

Знай географию смолоду

До этого стало известно, что россияне довольно плохо знают географию родной страны. Введение дисциплины, к сожалению, не поможет тем, кто закончил учиться много лет назад, но, возможно, поможет улучшить географические знания нынешних школьников. Елена Филатова считает, что увеличение часов географии привело бы к росту познаний школьников в этой сфере. «То количество времени, которое сейчас выделено на географию, не позволяет объективно формировать географическое мировоззрение и даже просто полюбить этот предмет, — рассуждает Филатова. — Сегодня у детей даже нет времени, чтобы осознать всю прелесть географии, но увеличение числа часов — одна из причин, которая позволила бы решить эту проблему».

«Безусловно, эта мера может помочь, но все-таки куда больше [то, знают ли ученики географию] зависит от того, какую мотивацию предмета дает сам преподаватель, нежели от количества часов», – считает Миронов. Александр Самойлов согласен, что благодаря выделению часов на изучение предмета объем знаний будет расти. «Другое дело, что интерес к предмету в старших школах очень сильно падает, так как ребята уже ориентируются на поступление в конкретные вузы, и зачастую уроки географии учителям в старших классах даются достаточно тяжело. Дети считают предмет необязательным и относятся к нему с меньшим интересом. В этом плане гораздо целесообразнее вводить часы в пятом-шестом классах. Это принесло бы больше пользы, потому что прохождение программы в младших классах желает быть лучше».

Чтобы добавить что-то нужное, надо отнять что-то нужное

Другой вопрос, связанный с введением дополнительных часов географии, заключается в том, сократят ли часы других предметов, и если да, то каких. Большинство преподавателей сходится во мнении, что нагрузка у 11-классников и так достаточно большая ввиду подготовки к ЕГЭ.

Илларион Миронов прокомментировал: «В 11-м классе вводить дополнительные часы было бы жестоко по отношению к выпускникам. Я считаю, что по части предметов в 11-м классе уже давно пора сделать обучение по выбору. Например, по химии, биологии и физике, которые, на мой взгляд, являются куда более профильными, чем география, история или литература. Таким образом как раз получилось бы освободить часы».

«С введением дополнительных часов географии возникнет проблема с сокращением учебных часов у других дисциплин, а какая дисциплина захочет отдавать свои часы?» — прокомментировала Филатова. Александр Самойлов придерживается той же позиции: «Являясь рабочим учителем, не знаю, за счет чего увеличат часы географии. Программа в старших классах достаточно четкая, часов не хватает на многие предметы, и учителя регулярно жалуются, что их предметы урезают. В частности, география была два часа на 10-й и 11-й классы, то есть действовала либо программа "2-0", либо "1+1", либо "0-2" — в целом 68 часов за два года обучения. Уже пытались ввести дисциплину "Россия в мире" в виде элективного курса для историков. Как это будет реализовываться теперь, никто не знает. Думаю, узнаем об этом в самое ближайшее время».

Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram.