Опубликовано 26 октября 2016, 18:02

Геологи объяснили регулярное наступление ледниковых периодов

© unsplash/pixabay.com

Исследователи из Университета Кардиффа предложили гипотезу, которая позволяет объяснить появление ледниковых периодов на Земле примерно каждые 100 тысяч лет. С деталями работы можно ознакомиться в журнале Geology.

Известно, что данное явление происходило на протяжении последнего миллиона лет на планете. Этот процесс приводил к возникновению ледяного покрова на территории Северной Америки, Европы и Азии. До сих пор доподлинно неизвестно, в чем причины наступления ледниковых эпох.

Авторы работы изучили химический состав крошечных фрагментов пород, взятых со дна океана. Геологи обнаружили, что во время ледниковых эпох – примерно каждые 100 тысяч лет – на дне океанов увеличивалось количество углекислого газа. По предположениям экспертов, дополнительное количество углекислого газа океаны «забирали» из атмосферы. Вследствие этого температура на поверхности планеты снижалась, что позволяло огромным ледяным покровам захватывать северное полушарие.

«Таким образом, когда океаны “вдыхают” углекислый газ из атмосферы, ледяной покров увеличивается, а когда “выдыхают”, увеличивая его концентрацию в атмосфере — уменьшается», – объясняет ведущий автор исследования профессор Кэрри Лир.

Известно, что морские водоросли играют ключевую роль в изменении уровня CO₂ в атмосфере, поскольку они – необходимый элемент фотосинтеза. Предполагается, что углекислый газ «возвращается» в атмосферу благодаря процессу подъема глубинных вод на поверхность.

На данный момент происходит потепление климата между двумя ледниковыми эпохами. Последний ледниковый период завершился примерно 11 тысяч лет назад. С тех пор температура и уровень воды в водоемах поднялись, а ледники сконцентрировались на полюсах планеты. Кроме того, согласно ученым, к этим естественным процессам добавилась человеческая деятельность, из-за которой увеличилось число выбросов углерода, что также повлияло на потепление климата.