Опубликовано 21 сентября 2016, 16:30

Хром поможет находить алмазы

© Wikimedia Commons

Российские ученые обнаружили минерал, который поможет эффективнее находить алмазные месторождения. Им оказался рутил – минерал-спутник алмаза. С подробностями исследования можно ознакомиться в журнале Lithos.

Около 90% запасов алмазов находится в кимберлитовых трубках – вертикальных геологических телах, образовавшихся во время прорыва газов сквозь земную кору. Специалисты изучили химический состав рутила, содержащегося в образцах из разных кимберлитовых трубок. Результаты исследования показали, что в рутиле из глубинной литосферной мантии содержится больше хрома, чем в рутиле из земной коры. Высокие содержания хрома характерны только для рутила из глубинных участков мантии, в условиях которых как раз образуется алмаз.

Ученые под руководством академика РАН Николая Соболева исследовали алмаз из кимберлитовой трубки «Мир». Этот алмаз характеризовался уникальным набором включений, состоящим из пяти различных минералов: оливина, ортопироксена, рутила, клинопироксена и граната. Эта находка подтвердила выводы ученых о том, что рутил и алмаз образуются в глубинах литосферной мантии совместно. Поэтому специалисты сделали вывод, что рутил можно использовать как индикатор во время поисков алмазных месторождений.

Полученные результаты, при поддержке Российского научного фонда, уже применяются при исследовании рутила из кимберлитов Якутии, Архангельска, Африки и Южной Америки.