Науки о Земле

«Если гуглить про экологичный образ жизни, найдешь только пафосные фразы»

Игра в экологию

Max Pixel/Teepublic/Flickr/Indicator.Ru

О том, как привлечь к разговору о переработке отходов школьников и взрослых, почему виш-листы — полезная привычка и какие качества развивает работа над собственным проектом, в интервью Indicator.Ru рассказала одна из авторов экологической настольной игры Аделя Зиннатуллина.
Это — шестое из восьми интервью с молодыми технологическими предпринимателями. По итогам цикла состоится голосование в двух категориях: экспертное жюри и читатели Indicator.Ru выберут лучший по их мнению стартап. Итоги голосования будут объявлены 25 декабря в Московском планетарии. Победители получат гранты на развитие своих проектов. Данный цикл является экспериментом, реализуемым в рамках проекта Krypton — онлайн-блокчейн-фонда для сбора средств на внедрение и коммерциализацию научных разработок. Данный проект призван реализовать модели, выдвинутые коллективом исследователей Государственного академического университета гуманитарных наук в ходе работы над проектом «Сетевые договоры (смарт-контракты) как способ регулирования и организации научной деятельности» (грант РФФИ №18-29-16184).

— Аделя, расскажи о том, как появился твой проект.

— Мой проект — это экологическая настольная игра «По маршруту мусора». Он появился на «Преактуме» (это такая всероссийская программа по развитию молодежного предпринимательства) около года назад. В прошлом году школьный клуб «Преактум» проходил на базе детского центра «Орленок». Там мы объединились в команду и создали игру.

— Что происходит по сюжету игры?

— У каждого игрока есть дом, всего их четыре, и нужно максимально экологично и хорошо прожить игровой день. Каждый игровой день в доме появляется мусор, и его нужно отправлять на разные станции. Это может быть обычный контейнер для сбора бытовых отходов, может быть контейнер для раздельного сбора, мусоросжигающий завод. Из контейнера для раздельного сбора бытовых отходов мусор может отправиться на сортировочный или перерабатывающий завод. Это и есть основное содержание, чтобы люди поняли, как происходит переработка мусора в реальном мире, какой путь он проходит.

— Как играть в вашу игру? Что значит «экологично прожить игровой день»?

— Мы отказались от кубиков — когда успех зависит от рандома, людям не так интересно играть. Игровой день делится на четыре фазы: утро, день, вечер, ночь. Всего за игровой день игроку доступны 12 действий, по три в каждую фазу, которые можно потратить на ход или на активацию операции «Событие». Событием может быть как хорошая опция, например «Вы приняли участие в субботнике и получили победный балл», так и не очень, например «Сотрудники магазина выбросили мусор на свалку. Увеличьте шкалу загрязнения на 1». «Событие», кстати, как раз-таки вносит элемент случайности в игру. А ход — это уже самостоятельное действие, личный выбор игрока. Заработать игровые баллы можно, выполняя ежедневные квесты. Также баллы можно получить за сортировку мусора, например за выбрасывание мусора в контейнер для бытовых отходов вы получите 1 балл, а если отправите его в контейнер для раздельного сбора, то уже 2 балла. Обычно одна игра продолжается пять игровых дней, это около 45 минут.

— Другие разработчики игры — тоже школьники? Вы учитесь вместе?

— Мы все старшеклассники, но учимся в разных городах. Я в 11-м классе в Казани, есть мальчик из Башкирии, две девочки из Волгограда. И наш куратор, она старше. Мы начинали разработку в «Преактуме», но сейчас взаимодействуем в основном по удаленке — я провожу игры у себя, а они в своих городах.

— Из чего, кстати, состоит игровой набор? Много ли там предметов, сложно ли освоить правила?

— Игровое поле мы распечатали на экосумках. Еще есть карточки квестов, событий, фишки — акриловые фигурки, каждая из них изображает члена нашей команды. Правила игры мы считаем вполне понятными, их можно освоить, просто прочитав. У нас в планах есть создание обучающего видео, это будет еще удобнее, но пока мы не знаем, когда сможем его снять.

— Где и для кого вы проводили игры?

— Мы начинали в своих школах, а этим летом проводили игры в «Орленке», в «Артеке», в Волгограде на форуме «Добро на юге России» и на других. Всего, наверное, охватили человек 300. Это и дети, и взрослые. Но чаще всего мы играем с подростками.

— Как они взаимодействуют с игрой, влияет ли она на их отношение к экологическим проблемам?

— Условно можно разделить ребят, которые играют, на тех, кто вообще ничего не слышал про экологию, и тех, кто уже приходит заинтересованным. Вторым мы просто поднимаем настроение, потому что ничего нового они не узнают. Они играют в обычную интересную настолку.

Тем, кто знает меньше, игра дает много нового. Например, в ней есть механика вопросов. Когда люди встречаются на игровом поле, у них происходит баттл, мы задаем вопросы на экологическую тематику в формате «Что? Где? Когда?» И это отличный образовательный момент. Для тех, кто совсем не в теме, мы упрощаем правила на первый раз, чтобы они втянулись. И после игры многие начинают интересоваться экологическими проблемами, спрашивают, где можно нормально почитать об этом. Если просто гуглить что-то про экологичный образ жизни, найдешь только пафосные фразы — их хочется закрыть и сказать: «Это не про меня». А после игры люди интересуются, где можно узнать что-то конкретное, полезное. Поэтому мы считаем, что игра работает.

— Почему, кстати, именно экологическая тематика? Какое у тебя личное к ней отношение?

— Я считаю, что это очень важная тема. Уже в ближайшее время у нас, очевидно, будут вводить довольно жесткие меры в экологии, потому что мы движемся к тем странам, в которых уже ввели законы из разряда раздавать по 40 литров воды в день и все. Для большинства наших людей подобное решение государства будет как снег на голову. Потому люди должны знать, что и как происходит в мире и что можно сделать, чтобы эти процессы замедлились и чтобы такие меры не понадобились.

— Насколько экологичен сейчас твой быт, как ты оцениваешь?

— Я стараюсь вести довольно экологичную жизнь. Скажу честно, без фанатизма, но сортирую весь пластик, который возможно переработать, обязательно сдаю макулатуру. Стараюсь покупать меньше вещей, а старые не выбрасываю, а сдаю в секонды. Если вещь совсем плохая, перешиваю в экомешочки. Вот такие базовые вещи. Еще считаю экологичной привычкой виш-листы — чтобы тебе не дарили хлам.

— По твоим наблюдениям, насколько ответственное потребление характерно для твоих сверстников? Еще совсем недавно количество и цена вещей были таким показателем статуса.

— Сейчас это в целом уже не так. По крайней мере, в моем окружении уже не стыдно покупать условные футболки в секонд-хенде, это воспринимается как адекватное решение. Но когда мы играем в городах поменьше, мы чаще встречаем людей, которые вообще не понимают, зачем сортировать отходы, почему их нужно перерабатывать.

— За время работы над проектом появились какие-нибудь еще идеи, как можно донести эту информацию до людей разных поколений?

— Разных экологических инициатив уже довольно много. Для школьников, в частности, это экоуроки, на детей вообще идет сильное воздействие. Для взрослых гораздо все сложнее, хотя во многих компаниях сейчас есть экологическая политика, но она иногда ограничивается сбором макулатуры. И в целом у них сформировавшееся мировоззрение, на которое сложно воздействовать. Многие говорят: «Что мне теперь, пакетами не пользоваться?» Отвечаешь: «Да!» — а у них уже шок. Именно поэтому мы хотим внедрить игру не только среди школьников, а вывести на рынок, чтобы она была популярна у молодежи, чтобы в нее играли взрослые.

— Какие именно шаги вы планируете в этом направлении?

— Пока я не могу ничего точно сказать: у меня очень много времени занимает учеба, все-таки 11-й класс. Работу над игрой я сейчас веду в лайт-версии, не прилагаю всех усилий. Вот сдам ЕГЭ, и вперед!

— Уже есть мысли, куда будешь поступать?

— Не могу сказать точно, но сдавать буду химию и профильную математику. Так что это будет вуз химико-технологической направленности.

— Что тебе уже дал ваш проект в плане личного развития?

— Благодаря проекту я смогла посетить огромное количество мероприятий: форумов, конкурсов, бизнес-тренингов в качестве участника, конкурсанта или приглашенного гостя, который проводит свою игру. Это дало мне большой багаж знаний в сфере социального проектирования и бизнеса. И форумные площадки — это прекрасное место, где можно найти единомышленников, которые подскажут, как можно действовать в той или иной ситуации, расскажут о своем опыте. Именно там я познакомилась со многими интересными людьми, связь с которыми мы поддерживаем до сих пор.

Также в ходе реализации проекта я научилась многим вещам, от которых раньше была далека. Например, типография здесь в Казани не принимала формат файлов, который использовали мои сокомандники в других городах. И чтобы мне все-таки распечатали игру, я на базовом уровне освоила фотошоп и иллюстратор (графические редакторы Adobe — прим. Indicator.Ru), и теперь сама могу делать элементарный дизайн полиграфической продукции. Есть ситуации, когда это позволит серьезно сэкономить ресурсы.

Понравился материал? Добавьте Indicator.Ru в «Мои источники» Яндекс.Новостей и читайте нас чаще.

Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram, Одноклассники.