Опубликовано 15 декабря 2016, 11:30

Изучение оливина сообщило новые данные о тектонике литосферных плит

© University Of Delaware

Ученые из Делавэрского университета изучили оливин, один из самых распространенных минералов мантии Земли, чтобы получить новые данные о толщине тектонических плит для дальнейших исследований. С подробностями можно ознакомиться в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Идея о том, что поверхность Земли состоит из тектонических плит, которые перемещаются, а затем соединяются снова, использовалась для объяснения расположения вулканов и случаев землетрясений с середины прошлого столетия, однако до сих пор не утихают споры о толщине плит. Особенно сложно определить нижнюю границу плиты.

Чтобы узнать больше о тектонике плит, геологи изучили внешний слой земной поверхности. Для этого они измерили расстояние между образцами пород, собранных из перидотитовой мантии (перидотит представляет собой горную породу магматического происхождения, состоящую из оливина и пироксена), а затем провели лабораторные эксперименты по изучению оливина, самого распространенного минерала мантии до глубин около 400 км, а также основного минерала в перидотитовых породах.

Исследователи добавили в оливин базальт, чтобы имитировать процесс создания новой плиты на срединно-океаническом хребте. Затем геологи подвергли смесь высокой температуре и давлению. Результаты исследования показали, что разрыв Гутенберга, также известный как граница ядра, не определяет нижнюю часть плиты, а обусловлен наличием смесей из расплава оливина в пределах тектонических плит.

«Мы провели более десяти лет, изучая, как гранулы оливина располагаются в перидотитовых породах, чтобы понять, как эти породы, находящиеся в мантии, меняются с течением времени», — сказала автор исследования Джессика Уоррен.

Геологи подчеркнули, что результаты их исследования предлагают лучший способ моделирования толщины плит.