12:26, 28 июня 2017

Предсказывать извержения вулканов помогут GPS и прогнозы погоды

Изображение показывающее деформацию вулкана Окмок на Аляске

Institut des Sciences de la Terre (ISTerre)

Французские исследователи предложили способ предсказывать извержения вулканов, используя данные со спутников и применяемые для составления прогнозов погоды математические методы. Подробно ученые рассказали о нем в журнале Frontiers in Earth Science.

Способ основан на отслеживании небольших сдвигов и колебаний земной коры в то время, когда под ней движутся потоки магмы. Данные спутниковых радиолокационных станций и технологии GPS позволяют регистрировать их с большой точностью и предполагать, какие процессы происходят под поверхностью коры и к каким последствиям они могут привести.

Авторы работы одними из первых применили для предсказания извержений методы анализа данных, используемые для составления прогнозов погоды и составления сценариев изменений климата.

«Количество данных со спутников и геодезических измерений очень сильно выросло за последнее время. Проблема в том, как эффективно использовать эти данные и как включить их в модели, чтобы лучше понимать, что происходит под вулканами и что вызывает извержения. Тогда мы сможем оперативно отслеживать и довольно точно предсказывать извержения вулканов», — прокомментировала ведущий автор работы, исследователь из Университета Савойя Монблан Мэри Грейс Бато.

Существующие модели еще нужно совершенствовать, пока же ученые тестируют их на вулканах Гримсветн в Исландии и Окмок на Аляске. Они надеются, что в будущем предсказывать извержения можно будет с точностью до дней и часов, как погоду.