Опубликовано 24 октября 2018, 13:45

Камера для пепла поможет уменьшить урон от вулканов

© Roni Bintang/Reuters

Геологи разработали специальную камеру, которая может точно фиксировать распространение пепла при извержении вулкана. Эта информация позволит сократить связанный с пеплом ущерб от извержений, например, точнее предсказывать неподходящие для самолетов воздушные маршруты. Разработка описана в журнале Scientific Reports.

На первый взгляд вулканический пепел не так опасен, особенно если сравнивать его с потоками раскаленной лавы и газов, однако он может серьезно влиять как на здоровье людей, так и на инфраструктуру. Это показало извержение вулкана Эйяфьядлайокюдль в Исландии в 2010 году, из-за которого в течение нескольких дней было частично закрыто воздушное пространство Европы для пассажирских самолетов. Также пострадать могут энергетические системы и водоснабжение.

В новой работе ученые описывают специальную камеру AshCam для наблюдения за пеплом и метод обработки ее изображений. В ходе работы камера изучает, как частицы пепла взаимодействуют с солнечным светом и как вследстие этого изменяется его поляризация. «Концентрацию вулканического пепла во время извержения можно предсказать с помощью моделей его распространения. В конечном счете именно на это ориентируются специальные службы, когда закрывают определенную часть воздушного пространства, — рассказывает соавтор работы Майк Бертон из Манчестерского университета (Великобритания). — Наше исследование поможет измерить динамику выпадения пепла во время извержения. Это дает нам новую информацию о перемещении вулканического пепла, благодаря чему можно улучшить модели его распространения».

Ранее за пеплом следили при помощи наземных ультрафиолетовых камер, а также замеряя количество сажи в воздухе. Однако эти методы не позволяет отличить пепел от других компонентов вулканических выбросов. AshCam включает в себя доступные на рынке камеры, снабженные особыми фильтрами. Работу устройства проверяли у вулкана Санта-Мария в Гватемале, который извергается примерно раз в два часа.