Опубликовано 19 февраля 2023, 20:21
5 мин.

«Хранители Земли» получили настольные игры и пауэрбанки, а победители отправятся в «Плавучий университет»

«Хранители Земли» получили настольные игры и пауэрбанки, а победители отправятся в «Плавучий университет»

© Десятилетие наук и технологий

В рамках Десятилетия науки и технологий в 2023 году была проведена школа-конференция «Хранители Земли». 14 и 15 февраля школьники-финалисты из 11 городов России выступили с проектами, посвященными защите окружающей среды и изучению мира вокруг себя. Школа-конференция проходит как финал конкурса проектов «Человек на Земле». Все участники выиграли пауэрбанки и настольные игры для школы, а авторы лучшего проекта отправятся на 10 дней в «Плавучий университет». На конференции обсудили, знание каких наук необходимы экологу, почему важно изучать зоопланктон в озерах (и как нужно это делать), как правильно кормить синиц зимой, сколько ежиков можно спасти благодаря переработке батареек и многое другое. Проект включен в инициативу «Наука побеждать» Десятилетия науки и технологий и получил поддержку Фонда президентских грантов.

Конкурс «Человек на Земле» и следующая за ним конференция «Хранители Земли» помогают формированию экологической культуры подрастающего поколения и развивают биологические, физические, химические знания и исследовательские навыки участников — школьников и студентов колледжей. Учредитель и организатор конкурса «Человек на Земле» с 1996 года — Некоммерческое партнерство «Содействие химическому и экологическому образованию». Соорганизаторами конкурса и школы выступили Химический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, Межрегиональное общественное движение творческих педагогов «Исследователь» и Университетская гимназия (школа-интернат) МГУ.

В этот раз состязание проводилось по четырем номинациям: «Экологические проблемы родного края», «Глобальные проблемы биосферы в зеркале конкретных экосистем», «Этнографические исследования» и «Первые шаги в экологии». Состязание отличается серьезной конкуренцией и всеохватностью: в 2022 году организаторы получили 375 работ из 45 регионов России. Жюри конкурса возглавлял д.б.н., профессор Валерий Снакин (Музей землеведения МГУ). Все лучшие проекты школьников отмечены Дипломами «Хранители Земли».

Для выступлений на школе-конференции жюри отобрало 12 проектов. После каждого доклада слово предоставлялось экспертам, в комментариях которых указывались как достоинства, так и недоработки проекта, задавался вектор развития для его авторов и мотивация других участников школы для ведения исследовательской деятельности в области экологии, биологии и химии.

«Все самое важное и интересное сейчас в науке происходит на стыке наук. А экология — это то самое прекрасное занятие, которое как раз и показывает, что экологам надо знать и химию, и физику, и биологию, и другие науки. В будущем эти знания очень пригодятся вам для выбора профессии. Она может быть связана и с медициной, и с энергетикой, и со строительством, с безопасностью, с сельским хозяйством — в любом случае вы будете намного большими профессионалами, обладая этими знаниями», — обратилась к участникам декан факультета фундаментальной физико-химической инженерии МГУ вице-президент РХО академик Юлия Германовна Горбунова.

Школа-конференция проходила в гибридном формате (онлайн и офлайн — в Университетской гимназии МГУ) и длилась 2 дня. В перерывах между выступлениями участники могли послушать лекции от ведущих ученых, профессоров и кандидатов наук. В частности, Алексей Иванов из Музея землеведения МГУ рассказал финалистам о «Плавучем университете» — образовательной программе на научных судах, участие в которой стало главным призом конкурса. Такую возможность получили трое десятиклассников из Казани: Мукменова Алиса, Красничкин Артем и Клавер Альберт, — за их работу «Изучение качественных и количественных характеристик зоопланктона на озерах Залесное и Лебяжье». Ребята поедут на 10 дней, чтобы продолжить и расширить свои исследования.

«Зоопланктон – очень интересный объект исследований. Характеризуя его, можно научиться самостоятельно принимать решения о том, в каких интересных местах отбирать пробы, освоить методы, которыми пользуются зоологи при определении видового состава и систематического положения отобранных организмов, а главное – легко набрать достаточное число данных для доказательного количественного анализа», — поделился впечатлением от этой работы заместитель председателя жюри Анатолий Витальевич Жердев (ФИЦ Биотехнологии РАН) Он похвалил участников за обширный массив собранных данных, но посоветовал обратить больше внимания на то, какие организации могли повлиять на состояние водоемов в черте города, какие инстанции и контролирующие органы должны быть вовлечены в меры по защите водоемов. По мнению ученого, это помогло полнее интерпретировать собранную школьниками информации и применить ее в дальнейшем для защиты окружающей среды.

В финале оказались и научно-просветительские работы, и много других интересных и необычных проектов. Так, школьники из Ногинска в рамках проекта «Покорми зимой синичку» изготавливают кормушки для птиц, а также рассказывают жителям города, как помочь пернатым пережить зиму. Третьеклассница Кристина Щетинина из Челябинска изучила индивидуальные отпечатки носа коров, по которым можно различать животных на фермах, ребята из молодежного движения «Экопоколение» имени Галины Павловны Сапожниковой из города Пущино-на-Оке показали фильм о своих экологических летних экспедициях, Ирина Рябова из подмосковной деревни рассказала о работе школьного лесничества «Росток», а Андрей Антоненко — об исследовании по изучению дятловых в Рязанской области.

Все участники, прошедшие в финал, получили подарки от организаторов и спонсоров. Некоммерческое партнерство «Содействие химическому и экологическому образованию» подарило всем школам и учреждениям дополнительного образования, на базе или под руководством которых проводились исследования, настольные экологические игры, которые в игровой форме показывают детям, как опасно загрязнение окружающей среды. Набор из двух игр — «Монстры-Хламонстры» и «Хранители Земли», который получат школы, станет отличной мотивацией для других учащихся попробовать себя в проектной деятельности

ГК «Мегаполисресурс», представитель которого был экспертом в работе Михаила Тимохина из Нижнего Тагила о вреде использованных батареек, подарил всем докладчикам по аккумулятору для подзарядки гаджетов.

Завод «Мегаполисресурс» — компания, которая занимается переработкой батареек, аккумуляторов и электронного лома. Ее работники прекрасно знают, что одна выброшенная батарейка загрязняет 400 литров воды, 20 квадратных метров почвы и может стать причиной смерти 1 ежика, 2 кротов и тысяч дождевых червей. Поэтому предприятие решило простимулировать у участников интерес к бережному отношению к природе.

Автор:Indicator.Ru