Опубликовано 04 декабря 2020, 22:00

Кристаллы помогли узнать подробности извержения Килауэа

Кристаллы оливина

© Encyclopaedia Britannica/Twitter/Mario Tama/Indicator.Ru

Проанализировав ориентацию кристаллов оливина, застывших в лаве гавайского вулкана Килауэа, американские ученые смогли узнать подробности процессов, происходящих в недрах земли. Результаты позволят моделировать предыдущие извержения и, возможно, предсказать будущие. Статья опубликована в журнале Science Advances

При предсказании извержений вулканов огромной проблемой становится то, что большинство процессов происходят глубоко под землей в лавовых трубах. Однако благодаря крошечным кристаллам магнезиально-железистого силиката оливина ученые из Стэнфордского университета и Океанографического института в Вудс-Хоуле смогли протестировать компьютерные модели потока магмы, которые могут рассказать многое о прошлых извержениях вулкана и, возможно, предсказать будущие.

Кристаллы размером не более миллиметра были обнаружены в лаве после извержения гавайского вулкана Килауэа в 1959 году. Анализ кристаллов показал, что они были ориентированы необычным, последовательным образом. Исследователи предположили, что такое расположение было сформировано подземной магмой, и смоделировали физические процессы, происходящие внутри вулкана.

Так же, как волны в океане могут заставить частицы материала принимать определенную ориентацию, магма может перемещать кристаллы. При извержении вулкана жидкая лава застывает при контакте с низкими температурами воздуха, и этот процесс такой быстрый, что кристаллы не успевают измениться и отражают момент извержения.

Анализ показал, что странная ориентация кристаллов была вызвана движением магмы в двух направлениях одновременно, причем один поток находился непосредственно над другим, то есть в лавовой трубе не было одного устойчивого потока.

Предсказание извержений Килауэа представляет постоянную проблему — вместо непрерывных извержений лава периодически выбрасывается из вулкана, угрожая безопасности жителей юго-восточной стороны острова Гавайи. По мнение исследователей, наблюдение за ориентацией кристаллов на разных этапах извержения позволит определить условия потока магмы внутри вулкана.