Опубликовано 17 апреля 2017, 18:00

Отступающий ледник в Канаде погубил реку

© Jim Best/University of Illinois

Уменьшение массивного ледника Каскавулш на северо-западе Канады приводит к перераспределению его вод между двумя реками, одна из которых фактически прекратила свое существование. Наблюдения ученых представлены в журнале Nature Geoscience.

Как отмечают исследователи, за прошедшее столетие ледник отступил вверх по долине примерно на полтора километра. Ранее его талые воды питали реку Слимс, впадающую в Берингово море, однако теперь край ледника сдвинулся настолько, что потоки воды вливаются в реку Каскавулш и далее на юг до залива Аляска.

Само по себе явление перехвата реки не редкость. Одна река может начать «отбирать» часть потока воды другой реки из-за изменения ландшафта (после обвалов или вследствие эрозии), а может, как в данном случае, — из-за изменений в питающем их леднике.

Однако, по словам авторов работы, это первое подобное явление, замеченное в наши дни. «Геологи знали о случаях перехвата реки, однако никому еще не удавалось заметить, как это происходит в течение жизни человека. Люди замечали это по геологическим признакам, тысячи или миллионы лет назад, но не в XXI веке, когда это происходит у нас под носом», — рассказал один из авторов работы, геолог из Вашингтонского университета в Такоме Дэн Шугар.