Науки о Земле

Летняя школа РУДН по почвоведению охватила климатические зоны от Баренцева до Азовского моря

Lauren Esposito/Twitter

Почвоведы РУДН организовали летнюю школу по исследованию городских почв в 5 климатических зонах. За две недели участники из Германии, России, Китая и США оценили состояние почвы и растительности в городах и поселках от Баренцева до Азовского моря. Результаты подтвердили, что урбанизация влияет на почву — кислотность уменьшается, содержание углерода увеличивается, а стволы деревьев вырастают на 40–60% тоньше. Итоги опубликованы в Journal of Environmental Quality.

Почвоведы трех стран провели первую в мире летнюю школу по исследованию городских почв в пяти разных климатических зонах европейской части России, от тундры до сухих степей. В команду организаторов вошли Департамент ландшафтного проектирования и устойчивых экосистем, Международный союз почвоведов и Институт городских почв (США). За две недели студенты и аспиранты из Германии, России, Китая и США проехали 3000 км и исследовали влияние урбанизации на почву и растительность. Созданная почвоведами методическая концепция обучения может пригодиться для проведения других полевых практик.

«Модель нашей летней школы — обучение через практику. Методическая концепция подразумевает активное взаимодействие студентов и профессоров, а проектная работа позволяет получить навыки работы с данными, командной работы, аналитические компетенции и опыт защиты полученных результатов. Такой комплексный подход, включающий взаимный обмен не только профессиональными, но и социальными и культурными практиками, особенно значим для молодых ученых, что подтверждается результатами опроса участников, проведенного в формате обратной связи», — кандидат социологических наук Анастасия Константинова, сотрудник научно-исследовательской лаборатории РУДН «Смарт технологии устойчивого развития городской среды в условиях глобальных изменений».

Летняя школа впервые проводилась в формате «от моря до моря» — полевую работу вели в 12 городах и поселках от Баренцева до Азовского моря. Среди преподавателей школы - эксперты по ботанике, геохимии, почвоведению, экологии, климатологии и геологии. В каждой точке маршрута участники общались с местными экспертами. Участники исследовали почвы от тундровых подзолистых до степных черноземов. В каждом регионе измеряли состав почв, выделение из них углекислого газа, содержание тяжелых металлов, температуру и влажность, а также характеристики деревьев в городских парках и скверах.

Собранные материалы подтвердили известные представления о городских почвах. Например, во всех климатических зонах в городах наблюдались «острова тепла», температуры почв в которых выше по сравнению с нетронутыми территориями. Повсюду городские почвы содержат осколки кирпичей, пластик, другой мусор, имеют более высокое содержание органического углерода из-за отходов и сточных вод и пониженную кислотность из-за постоянного оседания строительной и промышленной пыли. Также «школьники» получили объективные данные о негативном воздействии дорог и другой антропогенной активности на диаметр стволов деревьев: в утоптанных парках и на загрязненных почвах они вырастали на 40–60% тоньше.

«Одной из главных целей школы 3MUGIS было развить у студентов представления о разнообразии и сложности тех природных и антропогенных факторов, которые влияют на формирование почв в городах различных природных зон. Школа объединила исследования и образование, полевую работу и общение с экспертами, работу под руководством преподавателей и самоорганизацию в проектных командах, что позволило участникам максимально глубоко и самостоятельно освоить исследовательские методы и техники» — кандидат биологических наук Вячеслав Васенев, координатор проекта, научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории РУДН «Смарт технологии устойчивого развития городской среды в условиях глобальных изменений».