Опубликовано 30 октября 2019, 21:00

Модель объяснила механизм движения литосферных плит

© Rory Arnold/Reuters

Французские и итальянские ученые создали модель, которая показывает, что перемещение литосферных плит по большей части вызывает движение мантии Земли. Статья об этом была опубликована в журнале Science Advances.

Какие силы движут тектоническими плитами? Этот вопрос остается открытым с момента появления теории дрейфа материков. Вызывают ли края плит, медленно погружающихся в мантию Земли в зонах субдукции, движение континентов? Или же, наоборот, мантия с ее конвективными потоками приводит в движение плиты? Это похоже на проблему курицы и яйца: мантия, по-видимому, заставляет двигаться плиты, в то время как они, в свою очередь, управляют перемещением мантии.

Чтобы пролить свет на действующие силы этих процессов, ученые из геологической лаборатории Высшей нормальной школы, Института наук о Земле (Франция) и Третьего университета Рима провели наиболее полное на сегодняшний день моделирование эволюции вымышленной планеты, максимально похожей на Землю. За основу была взята концепция твердых тектонических плит как единой неделимой системы. Чтобы создать модель, реконструирующую эволюцию планеты за период в 1,5 миллиарда лет, суперкомпьютеру понадобилось девять месяцев.

Используя эту модель, команда показала, что две трети земной поверхности движутся быстрее, чем лежащая под ней мантия. Другими словами, эта часть поверхности вызывает движение мантии, тогда как в случае оставшейся трети происходит обратный процесс. Соотношение меняется с течением геологического времени, особенно это касается материков. Так, формирование суперконтинентов объясняется движением мантии, в то время как их распад — погружением плит в зонах субдукции.

Расчет содержит большое количество данных, которые в значительной степени остаются неиспользованными. Полученные данные могут помочь понять ученым, как формируются и исчезают срединно-океанические хребты, как возникают зоны субдукции и что определяет расположение мантийных струй, которые вызывают обширные вулканические излияния.