Опубликовано 23 декабря 2019, 23:23

Обратные стороны — луны, человека и технологии

Итоги года по эту сторону океана
Обратные стороны — луны, человека и технологии

© Stringer/Reuters

Вчера мы рассказали о том, каким увидел уходящий год журнал Science. Сейчас же очередь за его европейским конкурентом, Nature. Что, по мнению издания, определило облик науки в 2019 году — в нашем материале.

В отличие от Science, который назвал десять главных прорывов и несколько неудач в науке, их британские коллеги сделали чуть больше списков. Мы уже знакомили вас с десятью людьми, оказавшими наибольшее влияние на науку. Кроме него, Nature составил тематический обзор научных прорывов, сформировавших 2019 год.

Космос

Конечно же, первое в этом списке — получение фотографии тени черной дыры коллаборацией Event Horizon Telescope. Вслед за ним идет череда космических миссий, изучавших Луну, — и не случайно, все-таки этот год был годом юбилея высадки человека на спутник Земли. Конечно, самой успешной программой 2019 года стала китайская. Аппарат КНР «Чанъэ-4» стал первым благополучно прилунившимся на обратной стороне спутника, а луноход «Юйту-2» продолжает изучение вокруг места посадки в кратере Фон Карман. Другие посадки были не столь успешны: первая попытка посадить на Луну частный космический аппарат завершилась провалом, как и индийская посадка аппарата «Викрам», хотя орбитальная часть миссии — «Чандраян-2» — до сих пор работает.

© Christina Koch/NASA

Продолжается и изучение Марса. Сейсмометр миссии NASA InSight обнаружил первые марсотрясения, марсоход Curiosity обнаружил выброс метана — который быстро исчез, и это загадка. В феврале уходящего года NASA официально простилось со своим самым стойким марсоходом Opportunity, работавшим аж с 2004 года (напомним, что расчетный срок жизни миссии составлял всего 90 дней).

Японский зонд Hayabusa-2 в этом году собрал образцы грунта с поверхности астероида Рюгу (в том числе и из свежесозданного кратера). Доставка материала на Землю ожидается в следующем году (забор грунта с астероида Бенну, сделанный аппаратом OSIRIS/Rex, в обзор не попал). Не обошлись космические итоги и без встречи миссии New Horizons с Аррокотом (он же Ультима Туле, он же MU69). Это событие тоже попало в анналы Science.

Кроме этого, заметным событием стало и явление всего лишь второго межзвездного гостя за всю историю астрономических наблюдений: в начале декабря мимо Солнца пронеслась межзвездная комета 2I/Borisov.

Климат

Если уж включил Грету Тунберг в число самых влиятельных людей 2019 года в науке, изволь написать побольше и о глобальном потеплении в научных итогах года. И им в статье уделено не меньше внимания, чем прорывным космическим открытиям.

© Florian Ledoux

«На Земле это был еще один тяжелый год для окружающей среды», — так начинается рассказ в Nature. До миллиона видов растений и животных в настоящее время находятся на грани исчезновения из-за разрушения среды обитания и изменения климата, говорится в докладе Межправительственной группы по научной политике в области биоразнообразия и экосистемных служб при ООН. А Межправительственная группа экспертов по изменению климата (МГЭИК) в своем специальном докладе призвала к решительным усилиям по ограничению спроса на сельскохозяйственные земли, включая переход людей на растительный рацион питания. Без таких действий, по мнению МГЭИК, правительства не смогут достичь своих коллективных целей в рамках Парижского соглашения по климату 2015 года, в котором страны договорились ограничить глобальное потепление уровнем не более чем на 2 °C выше доиндустриального.

© Navesh Chitrakar/Reuters

Nature сетует, что политические тенденции, казалось, двигались в противоположном направлении. В Бразилии президент Жаир Болсонару встал у руля страны в январе 2019 года с пламенной антиэкологической повесткой дня (это отметили и в Science). Он урезал федеральное финансирование науки, а в июле обвинил ученых своего правительства во лжи о резком увеличении вырубки лесов в Амазонии. В Соединенных Штатах президент Дональд Трамп продолжил свои усилия по демонтажу существующего экологического законодательства. В июне Агентство по охране окружающей среды США (EPA) завершило разработку плана по смягчению ограничений на выбросы парниковых газов от электростанций. В августе EPA выступило с предложением заморозить стандарты топливной эффективности для автомобилей, в сентябре президент объявил, что Агентство отзовет давнее исключение из федеральных правил, позволяющее Калифорнии устанавливать свои собственные ограничения на выбросы углекислого газа из легковых и грузовых автомобилей. А в ноябре администрация начала официальный процесс выхода Соединенных Штатов из Парижского соглашения.

© Philip Pacheco/Getty Images

Активисты по всему миру ответили на непримиримость правительства протестами, включая сентябрьскую глобальную климатическую забастовку. «Вдохновленные молодежной активисткой по климату Гретой Тунберг, миллионы людей в 150 странах вышли на улицы, чтобы потребовать более решительных действий. В октябре молодежные лидеры подали два судебных иска против штата Аляска и федерального правительства Канады, утверждая, что те нарушают их права, поощряя использование ископаемого топлива», — по мнению Nature, это тоже очень научно.

Науки о жизни

«Раздвигая биологические границы», — так озаглавили этот раздел в Nature и отметили, что 2019 год стал годом испытаний биологических и этических ограничений в области биоинженерии. Американские исследователи оживили мозг свиньи через четыре часа после того, как ее голова была отрезана, закачав в нее питательную и насыщенную кислородом жидкость, чтобы имитировать кровь. Этот трюк вызвал восстановление потребления глюкозы мозгом и других метаболические функции, создавая впечатление, что мозг все еще работает. Однако исследователи не пытались восстановить сознание — они еще до эксперимента добавили химические вещества для того, чтобы остановить активность нейронов. Автор эксперимента попал в «персональный» топ-10 Nature.

© Benoit Charlot/CNRS/IES Univ. Montpellier/Labex NUMEV

В другом эксперименте ученые выращивали эмбрионы обезьян в культуральном планшете в течение почти трех недель — дольше, чем эмбрионы приматов когда-либо выращивались в лаборатории. Это исследование ставит серьезный этический вопрос о том, следует ли разрешать выращенным в лабораторных условиях человеческим эмбрионам развиваться после 14 дней — это является ограничением, введенным в большинстве стран.

© Stuart J. Williams

В сентябре американская исследовательская группа предложила возможный обход 14-дневного лимита путем выращивания человеческого эмбриона из стволовых клеток. «Искусственный эмбрион» вроде бы имитировал раннее развитие настоящего человеческого эмбриона. Поэтому вопрос о том, допустимо ли доращивать искусственные эмбрионы до более поздних стадий, остается предметом постоянных этических дебатов.

© Sumatran Orangutan Conservation/ZUMA

Япония продолжала доминировать в клиническом применении индуцированных плюрипотентных стволовых клеток (iPSC). Они получаются перепрограммированием взрослых дифференцированных клеток в состояние стволовых. За их создание японец Синъя Яманака получил Нобелевскую премию. В сентябре японская группа использовала эти стволовые клетки, чтобы сделать листы из клеток роговицы, которые оказалось возможным пересадить женщине с ослабевшим зрением. В прошлом году врачи использовали iPSC для лечения болезни Паркинсона, а в этом году японская же группа получила разрешение на использование стволовых клеток в качестве терапии травмы спинного мозга.

Сексуальные домогательства и гендерное неравенство в науке

В научно-исследовательских учреждениях по всему миру продолжаются расследования случаев домогательств и нарушений этики на рабочем месте. Сотрудники Общества Макса Планка по итогам массового опроса сотрудников, который собрал более девяти тысяч ответов, сообщили, что дискриминация по признаку пола и запугивание являются регулярными случаями.