Опубликовано 22 мая 2017, 19:29

В Норвегии нашли пепел от древнего камчатского извержения

Арктические исследовательские станции на острове Шпицберген

Норвежские и английские ученые обнаружили на дне озера на Шпицбергене следы пепла, выброшенного вулканом 7000 лет назад. О своем открытии исследователи рассказали в журнале Quaternary Science Reviews.

В этой работе ученые показали, что вулканический пепел может перемещаться на очень большие расстояния. Так, между Шпицбергеном и Камчатским полуостровом, откуда, согласно анализу, прилетел пепел, около 5000 км.

Материалом для анализа послужили шесть частиц пепла, которые в ширину не превышали половины человеческого волоса. Их сначала отделили от донных отложений, после чего пепел можно было анализировать. «Как человеческая ДНК, состав пепла уникален. Геохимический анализ позволил нам расшифровать его и сопоставить с извержениями», — рассказал один из авторов статьи, исследователь из Бергенского университета Уильям ван дер Билт.

«При том, что неподалеку есть страна с вулканами, я ожидал, что пепел окажется ирландским. Это исследование показывает, что в таких работах не стоит доверять очевидным предположениям», — продолжил ван дер Билт. По его мнению, преодолеть такое расстояние пеплу помогли подходящие погодные условия, например, скорость и направление ветра.

Эта работа может оказаться полезной для историков и археологов, ведь пепел оседает на большой территории в течение первых недель после извержения, и идентичный его состав позволяет датировать отложения как сформировавшиеся в один период.