Опубликовано 04 июля 2019, 21:12

Ученые выдвинули новую гипотезу наступления последнего оледенения

© Visual Creativez/Getty Images

Ученые из Швейцарской высшей технической школы Цюриха, Стэнфордского университета и Потсдамского центра наук о Земле показали, что процесс охлаждения Земли, приведший к последнему ледниковому периоду, зависел не от резкого увеличения выветривания горных пород в результате подъема новых горных цепей, как было принято считать раньше, а от роста их способности вступать в химические реакции с атмосферой. Работа была опубликована в журнале Nature.

Считается, что период охлаждения, который привел к последнему ледниковому периоду, связан с увеличением эрозии таких горных цепей, как Анды, Гималаи и Альпы. Выветривание горных пород уменьшало количество углекислого газа в атмосфере, что, в свою очередь, дало толчок к ослаблению парникового эффекта, а это привело в результате к остыванию атмосферы.

«Если бы выветривание горных пород действительно вызвало такое уменьшение углекислого газа, то остатков СО2 вряд ли бы хватило на следующие два миллиона лет. При таких условиях существование жизни было бы крайне сложным», — отметил сотрудник Потсдамского центра наук о Земле Фридхельм фон Бланкенбург.

Проведенное им в 2010 году исследование показало, что уровень эрозии в позднем кайнозое оставался неизменным. Исследователи задались вопросом, как в таком случае количество СО2 в атмосфере могло уменьшиться. В качестве индикатора процессов выветривания были взяты данные о стабильных изотопах лития в океанических отложения. Построенная модель глобального углеродного цикла показала, что скорость, с которой выветривались горные породы, не увеличилась. Увеличивался другой показатель, который исследователи назвали реакционной способностью поверхности Земли.

«Реакционная способность описывает, насколько свободно химические соединения или элементы вступают в реакцию», — объясняет фон Бланкенбург. Если на поверхности будет больше активных горных пород, не поддающихся выветриванию, то они с такой же интенсивностью будут взаимодействовать с небольшим количеством СО2 в атмосфере, как уже сильно выветренные породы с большим количеством газа. Таким образом, содержание углекислого газа в атмосфере, ответственного за охлаждение, снижается вне зависимости от увеличения скорости эрозии.

Как отмечают ученые, появление на поверхности Земли минералов с высокой реакционной способностью могло быть вызвано тектоническими трещинами и усилением эрозии или же выходом пластов горных пород.