Опубликовано 31 июля 2017, 17:21

Найдена новая причина величайшего вымирания в истории Земли

Извержение вулкана в Восточной Сибири

© Wikimedia Commons

Геологи выяснили, что крупнейшему массовому вымиранию, которое произошло около 252 миллионов лет назад, способствовало внедрение силлов Восточной Сибири, а вовсе не начало извержения. Силлы – это пластообразные магматические тела, сложенные базальтами, которые образовались во время извержения Сибирских траппов. Исследование было опубликовано в журнале Nature Communications.

Ученые из Сиракузского университета, геологической службы США и Массачусетского технологического института изучали горные породы в трапповой провинции в Восточной Сибири. Траппы – это тип извержения, возникший в результате тектонической активности. Для него характерен огромный объем излияния базальта за геологически короткое время (первые миллионы лет), причем трапповое извержение происходит без единого кратера. Лава поступает на поверхность из трещин.

Сет Берджесс, один из авторов статьи, рассказал, что за период существования Земли было пять массовых вымираний, большая часть которых обуславливалась вулканической активностью и падениями астероидов. Исследователи рассмотрели сроки активного вулканизма, изменения климата и вымираний и построили модель, объяснившую причину самого массового вымирания – пермского.

Толчком стало формирование интрузивных магматических тел, известных как силлы, которое и запустило цепочку событий, после которых пермский период завершился.

Массовое вымирание началось не одновременно с началом извержения магмы, а именно на этапе внедрения силлов, утверждают ученые. На первой стадии извержения, в течение которой «вылилось» 2/3 магмы, вымирания еще не происходило. Ученые связывают это с тем, что во время второй стадии (стадии внедрения силлов) происходил мощнейший выброс вулканических газов, которые оказались ядовитыми почти для всего живого. На границе пермского и триасового периодов исчезли более 95% морских видов и 70% наземных видов.

Ученые использовали сочетание уран-свинцового метода датирования (U-Pb) и анализа стабильных изотопов углерода. Уран-свинцовый метод позволяет определять возраст пород с высокой точностью. Благодаря нему вся толща Сибирских траппов была впервые разделена на три стадии формирования. А изотопный состав углерода предоставляет информацию о живом веществе: начало ли оно вымирать в данный период времени или еще нет. Падение отношения содержания изотопа 13С по отношению к остальным изотопам углерода совпало с временем внедрения первого силла и, таким образом, дало ученым основания утверждать, что именно тогда, 251,907 ± 0,067 млн лет назад, вымирание и началось.

Тепло, выделившееся во время образования силлов, привело к массовому выбросу парниковых газов. Осадочные породы и углеводороды, которые находятся в Восточной Сибири, также подтверждают эту теорию.