Опубликовано 28 мая 2019, 16:36

Под ледником Росса залегает граница тектонических плит

Ледник Росса

© NOAA Photo Library/Flickr

Американские и новозеландские полярники обнаружили границу тектонических плит под ледяным шельфом Росса, которая разделяет Восточную и Западную Антарктиду и вносит вклад в особенности течений региона. Исследование было опубликовано на страницах Nature Geoscience.

Шельфовые ледники состоят из плавучего или опирающегося на морское дно льда. Они продолжают собой наземные ледниковые покровы и замедляют приток антарктического льда в океан. Сползающие с континентального ледникового щита льды и ледяные потоки, достигнув глубины порядка 300 м, переходят в плавучее состояние и могут сливаться в единое поле. Шельфовые ледники теряют лед по своим краям под действием сил открытого океана и теплоты омывающего моря. Подтаивая снизу, шельфы формируют холодные придонные течения.

Проект ROSETTA-Ice нацелен на изучение взаимодействия льда, океана и подстилающей земли крупнейшего в Антарктиде шельфового ледника Росса (площадь — порядка 487 000 км2), который задерживает приток в океан около 20% грунтового льда континента. Его полное таяние привело бы к глобальному повышению уровня моря на 11,5 метров.

В ходе исследования система IcePod, установленная на грузовом самолете, измеряла высоту, толщину и внутреннюю структуру шельфового ледника, а также магнитный и гравитационный сигналы подстилающей породы. Магнитометр IcePod продемонстрировал сильные вариации показаний в центре ледяного шельфа, обнаружив ранее не нанесенный на карту участок геологической границы между Восточной и Западной Антарктидой. Применив показания гравитационного поля Земли, исследователи построили модель морского дна под шельфовым ледником. Оказалось, что глубина к востоку от геологической границы значительно выше, чем на западе.

Используя новую карту морского дна под шельфовым ледником, команда построила модель циркуляции океана и ее влияния на таяние шельфового ледника. Прежде чем направиться под ледяной шельф, тепло из глубокого океана отводится холодными зимними воздушными потоками в область открытой воды, называемой полынья Росса. Этот поток вызывает таяние ледника на восточной побережье, но не может достичь западного из-за перепада высот на геологической границе. Летом полынья Росса также принимает участие в таянии ледника вдоль внешней кромки.