Опубликовано 27 сентября 2018, 20:55

Не замерзавшая 5 тысяч лет полынья была оазисом ледникового периода

Льды около Шпицбергена

© Matthias Forwick

В результате анализа донных отложений Баренцева моря ученые обнаружили, что во время последнего ледникового периода в тех местах существовал незамерзавший участок воды длиной в сотни километров. По словам исследователей, в такой полынье выживали микроорганизмы, которыми питались рыбы и млекопитающие. Статья с результатами исследования опубликована в Nature Communications.

Ученые из Норвегии и Великобритании исследовали осадочные отложения со дна Баренцева моря на предмет ископаемых животных и водорослей. «Мы искали свидетельства существования жизни в отложениях на дне океана. В процессе мы обнаружили, что между континентом и льдами открытого океана был узкий участок открытой воды, который протянулся на сотни километров по направлению к Арктике», — рассказывает один из авторов исследования Йохен Книес.

Анализ добытых окаменелостей позволил ученым предположить, что полынья в районе нынешнего Баренцева моря не замерзала в течение как минимум пяти тысяч лет, но с началом ледникового периода семнадцать с половиной тысяч лет назад исчезла под тонким слоем льда. В результате этого количество организмов в море катастрофически уменьшилось. Понадобилось около двух тысяч лет, чтобы полынья вновь появилась, пишут ученые в своей работе.

Точно установить, существовали ли подобные полыньи в прошлом, достаточно сложно, ведь палеонтологи опираются только на косвенные данные, в частности авторы работы ссылаются на окаменевшие водоросли. По их словам, существование полыньи объяснило бы, как морская жизнь выжила в то время.

Сегодня полыньи часто встречаются в ледяных полях Антарктики и около Гренландии. Они образуются как результат взаимодействия ветра и относительно теплой воды, поднимающейся из глубин океана. Исследование наглядно показывает, насколько уязвимы морские экосистемы в северных океанах к периодам быстрого изменения климата, а также то, как они приспосабливаются к различным экстремальным климатическим состояниям.