Опубликовано 30 сентября 2016, 15:02

Пустыни Центральной Азии оказались древнейшими на Земле

Специалисты из Стэнфордского университета выяснили, что пустыни в Центральной Азии являются древнейшими на Земле. Статья на эту тему была опубликована в журнале Geology.

Исследователи определили количество растительности в этом регионе в неогеновом и четвертичном периодах, изучив соотношение изотопов углерода в древних почвах. Эксперты обнаружили, что высокий уровень углерода-13 наблюдался в регионе еще 30 млн лет назад — этот факт означает, что на территории Центральной Азии росло крайне мало растений и, соответственно, выпадало мало осадков. Таким образом, пустыни региона намного древнее, чем считалось ранее.

Для сравнения, пустыня Сахара существует на протяжении семи млн лет, однако шесть тысяч лет назад она была покрыта зеленью. В засушливых областях на западе США и в Австралии во время последнего ледникового периода выпадали обильные осадки. Однако пустыни Гоби, Ордос и Такла-Макан, по-видимому. все это время оставались сухими.

Ученые указывают на ряд факторов, повлиявших на эту ситуацию. Около 45 млн лет назад вздыбившиеся Гималайские горы и Тибетское нагорье преградили путь движению муссонов с юга, высушив внутренние регионы Западного Китая. Затем, около 10 млн лет назад выросшие Алтайские горы преградили путь влажным ветрам с севера, расширив сухую зону по всей Монголии вплоть до Казахстана. Наконец. в результате постепенного охлаждения планеты ледовые покровы начали распространяться по полюсам около 20 млн лет назад, из-за чего сократилось количество влаги, которую мог бы принести в эту область ветер.