Опубликовано 11 ноября 2016, 21:36

Ученые открыли новый минерал-спутник золота

Минерал босиит

© geoscienceworld.org/

Ученые геологического факультета МГУ в составе международного научного коллектива обнаружили на золоторудном месторождении Дарасун в Забайкалье новый минерал, принадлежащий к надгруппе турмалина — босиит (bosiite). Сочетание химических элементов в минерале и их распределение по позициям в кристаллической структуре отличает босиит от других минералов надгруппы турмалина. Статья опубликована в журнале European Journal of Mineralogy.

«Главный результат — на золоторудном месторождении Дарасун нами открыт новый минерал из группы турмалина, босиит (bosiite). Этот минерал богат трехвалентным железом и может являться типоморфным минералом месторождений золота "дарасунского" типа», — рассказывает один из авторов статьи Всеволод Прокофьев, профессор кафедры геологии, геохимии и экономики полезных ископаемых геологического факультета МГУ, доктор геолого-минералогических наук.

Типоморфный минерал — это минерал, характерный для определенных условий формирования. Дарасунский тип месторождений — это редкий жильный тип месторождений золота, связанный с малоглубинными субвулканическими интрузивами. Основную часть жил слагают сульфиды (именно они содержат золото в распыленном, дисперсном, виде) и, в подчиненном значении, кварц. Этот тип назван по крупному месторождению Дарасун в Забайкалье.

Босиит — минерал гидротермального происхождения, встречающийся на месторождении Дарасун в золотоносных кварцевых жилах. Руды месторождения богаты сульфидами (до 60%). Босиит тесно связан с другими турмалинами, но именно он кристаллизовался самым первым из них, совместно с пиритом и кварцем при подчиненном количестве других жильных минералов, сульфидов и самородного золота. Кристаллы босиита темно-коричневого или черного цвета с бледно-коричневыми прослоями.

При определении химического состава нового минерала и его структуры использовались электронно-зондовый микроанализ (EMPA), масс-спектрометрии с индуктивно связанной плазмой (ICP-MS), Мёссбауэровская спектроскопия и рентгено-структурный анализ. Минерал назван в честь доктора Фернандо Боси из Римского университета Ла Сапиенца (University of Rome La Sapienza), известного исследователя минералов надгруппы турмалина.

«Новый минерал может быть использован как индикатор золотой минерализации редкого "дарасунского" типа, образующей крупные промышленные скопления золотых руд с высокими концентрациями металла», — говорит Всеволод Прокофьев.

Работа проводилась совместно с сотрудниками ИГЕМ РАН, Института геохимии имени А.П. Виноградова СО РАН, Венского университета и Музея естественной истории (Вена, Австрия).