Опубликовано 17 ноября 2018, 19:02

Под антарктическим льдом нашли следы древних континентов

Тектоническая карта Антарктиды, созданная при помощи данных спутника GOCE

© Kiel University/BAS

Благодаря данным спутника GOCE ученые создали тектоническую карту Земли и нашли под двухкилометровым льдом Антарктиды остатки древних континентов. Работа опубликована в журнале Scientific Reports.

Научно-исследовательский спутник GOCE (Gravity Field and Steady-State Ocean Circulation Explorer, читается как «Го́че») создало Европейское космическое агентство (ЕКА), чтобы он собрал данные о гравитационном поле Земли. GOCE работал больше четырех лет, с марта 2009 по ноябрь 2013 года. Благодаря измерениям спутника ученые уточнили карту гравитационного поля планеты и наметили градиенты силы тяжести, то есть выяснили, насколько быстро изменяется величина силы тяжести в разных точках Земли.

Визуализация данных, которые получил спутник GOCE

В новой работе команда ученых из Кильского университета (Германия) и Антарктического управления Великобритании наложила эти данные на карту сейсмической активности Земли. Оказалось, что в областях с похожими сейсмическими свойствами градиенты силы тяжести могут отличаться. Ученые поняли, что причина кроется в различиях толщины земной коры и верхней мантии. Теперь исследователи могут пересмотреть знания о строении всех континентов.

Особенно такой результат важен для Антарктиды. Внутренняя структура этого континента практически не изучена, поскольку 98% его поверхности покрыто льдом со средней толщиной в 2 км. Исследователи выяснили, что в районе Западной Антарктиды литосфера тоньше, чем в Восточной Антарктиде, которая представляет собой своеобразную мозаику из древних платформ и более молодых плит.

Благодаря новым знаниям ученые могут, например, предположить, как ледники будут откалываться от Антарктиды из-за таяния льдов. Это поможет предупредить будущие катастрофы, связанные с глобальным потеплением.