Опубликовано 29 ноября 2017, 17:21

Суперизвержения случаются почти в десять раз чаще, чем считалось ранее

Извержение вулкана Синабунг

© YT Haryono/Reuters

Ученые из Бристольского университета проанализировали геологические данные о крупных извержениях вулканов за последние 100 тысяч лет. Они установили, что так называемые суперизвержения происходят чаще, чем считалось раньше. Результаты работы ученых опубликованы в журнале Earth and Planetary Science Letters.

Суперизвержениями называются извержения вулканов, которые достаточно мощны для того, чтобы повлиять на рельеф и климат планеты на продолжительное время. Авторы исследования рассчитали среднее время, которое проходит между такими мощными извержениями. Они установили, что оно составляет лишь немногим больше возраста человеческой цивилизации, если отсчитывать его от неолитической революции.

«Прежняя оценка, предложенная в 2004 году, показывала, что извержения происходят каждые 45–714 тысяч лет, намного больше, чем существует наша цивилизация. Но в нашей работе мы пересмотрели этот срок — 5,2—48 тысяч лет, наиболее вероятный период — 17 тысяч лет», — рассказал профессор Бристольского университета Джонатан Руджер.

Согласно геологическим данным, два последних суперизвержения произошли между 20 и 30 тысячами лет назад. Как отмечают авторы работы, людям повезло, что за время существования цивилизации таких извержений не было. С другой стороны, ожидать подобное в ближайшее время тоже неправильно, так как закономерности в природе действуют не настолько точно.