Опубликовано 24 декабря 2018, 18:52

Геологи взорвали смесь лавы с водой ради науки

© G. Brad Lewis/Barcroft Media/ISO Republic

Геологи провели опыты по взаимодействию лавы с водой. Для этого они самостоятельно изготовили лаву и взорвали ее. Подобные исследования помогут лучше понять происходящие при извержении вулканов процессы. Результаты опубликованы в Journal of Geophysical Research: Solid Earth.

Человечество многократно убеждалось в опасности вулканических извержений. Одним из факторов, делающих подобные события еще более смертоносными, являются взрывы при контакте с водой, разбрасывающие лаву на расстояние. Однако такое происходит не при каждом взаимодействии двух жидкостей, причины чего оставались неизвестными.

Чтобы разобраться с деталями этого процесса, геологи из Университета штата Нью-Йорк в Буффало (США) приготовили собственную лаву, расплавив камень, и смешали ее с водой. Ученые использовали базальт — типичную вулканическую породу с температурой плавления между 1200 и 1350 °C. Ее выливали в специальный стальной контейнер, куда затем впрыскивали воду так, чтобы она оказалась заперта внутри расплавленного камня. Дополнительно по контейнеру ударяли молотом для стимулирования взрывной реакции. На данный момент авторам удалось выяснить, что спонтанный взрыв происходит, если над точкой вбрызгивания воды находится столб лавы высотой в 35 сантиметров.

«Исследование пока находится в самой начальной стадии, нам потребуется еще несколько лет работы, чтобы перепробовать весь диапазон возможных комбинаций и факторов, влияющих на результат взаимодействия лавы или магмы с водой, — говорит соавтор работы Грег Валентайн. — Тем не менее мы проводим все эти опыты с целью сделать мир лучше. Понимание связанных с вулканами фундаментальных процессов в конечном итоге поможет нам лучше предсказывать извержения».