Опубликовано 14 декабря 2016, 17:31

«Умные» валуны записали огромную подводную лавину

© MBARI

Международная группа ученых во главе с океанологами из Исследовательского института залива Монтерей смогла пронаблюдать за гигантской подводной лавиной крупном планом. Об этом сообщает BBC News.

Впервые исследователи смогли проследить, как большой осадочный поток из гальки и песка мчится по дну каньона Монтерей у берегов Калифорнии. Такая масса сдвинулась с точки, расположенной на глубине около 300 метров ниже уровня моря и продолжила скатываться вниз, сместившись более чем на 1800 метров. Скорость лавины во время спуска достигала более 8 метров в секунду.

«Эти потоки представляют собой гравитационное течение, вызванное увеличением плотности воды из-за присутствия взвеси, и являются одними из самых мощных потоков на Земле», — сказал автор исследования Дэн Парсонс из Университета Халла.

Команда ученых из Исследовательского института залива Монтерей разработала особый детектор природных явлений (Benthic Event Detector, BED), напоминающий валун. «Размер сферы BED составляет 44 сантиметра, а внутри нее находится комплект электронной аппаратуры, которая измеряет давление и ориентацию потока. Пока подводная лавина переворачивает один "валун" за другим, мы получаем качественные изображения лавины, а также данные об этом потоке», — отметил Парсонс.

Ученые считают, что данные новых измерений в каньоне Монтерей позволят им продвинуться еще на один шаг в исследовании подводных лавин.