Опубликовано 24 августа 2020, 11:31

Уровень озона в нижних слоях атмосферы Северного полушария сильно вырос

© NASA Ozone Watch GSFC

Климатологи из США и Франции проанализировали данные, собранные с помощью коммерческих самолетов и пришли к выводу, что количество озона в нижних слоях атмосферы выросло по всему Северному полушарию за последние 20 лет. О своих выводах ученые рассказали в журнале Science Advances.

Озон в верхних слоях атмосферы защищает поверхность Земли от губительного ультрафиолетового излучения. Однако, когда этот газ скапливается в тропосфере — слое атмосферы, который заканчивается на высоте 12-15 километров, — он начинает проявлять уже другие свойства. Такой озон выполняет роль парникового газа и загрязнителя, который может повлиять на здоровье животных и растений.

Ученые из Центра космических полетов Годдарда NASA, Колорадского, Парижского и Тулузского университетов проанализировали данные измерений, собранных с самолетов и обнаружили значительный рост содержания озона в тропиках. Согласно авторам исследования, увеличение концентрации этого газа в тропиках может повлиять на его распространение по всему Северному полушарию.

Климатологи обнаружили наиболее значительное повышение уровней озона в районах с некогда самыми низкими концентрациями этого газа: например, в Малайзии, Индонезии, Юго-Восточной Азии и Индии. Эти регионы имели очень низкие уровни озона в период 1994-2004 годов, но к 2011-2016 годам количество этого газа существенно выросло.

Предыдущие исследования не позволили сделать твердых выводов о том, как меняется содержание тропосферного озона в Северном полушарии, поскольку у исследователей в распоряжении есть слишком мало мест долгосрочного мониторинга химического состава атмосферы, а новые спутники, охватывающие почти весь земной шар, дают противоречивые результаты.

Именно поэтому авторы новой работы использовали измерения с самолетов программы IAGOS (In-Service Aircraft for the Global Observing System) для расчета изменений тропосферного озона с середины 1990-х по 2016 год над 11 регионами Северного полушария. Исследователи обнаружили общее увеличение озона во всех регионах, включая четыре в средних широтах, два в субтропиках, два в тропиках и три на экваторе. В среднем за десятилетие средние концентрации озона увеличивались на 5%.

Чтобы понять, что вызывает наблюдаемые изменения уровней озона, исследователи изучили распределение выбросов одних из главных предшественников озона — оксидов азота (NOx). Эти данные используются для расчета по модели MERRA-2 GMI, которая точно воспроизводит измерения IAGOS. Модель показала, что увеличение антропогенных выбросов в тропиках, вероятно, является причиной наблюдаемого увеличения содержания озона в Северном полушарии.