Опубликовано 15 марта 2023, 09:38
4 мин.

Владимир Вернадский: «настоящий естествоиспытатель»

Владимир Вернадский: «настоящий естествоиспытатель»

© Wikimedia Commons

14 марта состоялось заседание президиума Российской академии наук, посвященное 160-летию Владимира Ивановича Вернадского. С докладами выступили члены-корреспонденты РАН, чья научая деятельность была вдохновлена трудами ученого и продолжает его многочисленные открытия и исследования. О том, почему важно рассматривать окружающий мир как единое целое и по каким причинам наука неразрывно связана со служением обществу — в нашем репортаже.

Российский и советский ученый-естествоиспытатель и общественный деятель академик Владимир Вернадский родился 12 марта 1863 года (нового стиля). За свою жизнь он занимался исследованиями в разных направлениях и создал множество трудов по геологии, минералогии, истории науки и философии, а также стал одним из основателей геохимии и радиологии. Подробнее о его жизни мы рассказывали в специальном материале.

Вице-президент РАН и научный руководитель химического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Степан Калмыков выступил на заседании с докладом, который был посвящен идеям Владимира Вернадского в науке и жизни. Он сразу отметил, что является председателем Совета РАН по глобальным экологическим проблемам и «минимум в шести тематических отделениях Совета центральные исследования связаны с деятельностью Вернадского».

Широту мысли ученого определяет то, что он занимался на серьезном уровне прикладными исследованиями и фундаментальной наукой, совмещая биохимию, геологию и экономику и народное хозяйство. «Это позволило Вернадскому выйти на глубокий уровень осознании мира и окружающий действительности», — отметил Степан Калмыков.

Вице-президент РАН рассказал, что Владимир Вернадский был одним из последних исследователей, которые не разделяли науку на химию, физику и биологию, а изучали природу как единую целостную систему и формировали законы естествознания. Сам академик говорил, что «первое место в моей жизни занимало и занимает научное искание, научная работа, свободная научная мысль и творческое искание правды личностью». Именно поэтому он активно занимался не только непосредственно исследованиями, но и преподавательской и общественной деятельностью. Учителями Вернадского были совершенно разные люди. На заседании президиума РАН звучали имена геолога Василия Докучаева, ботаника Андрея Бекетова и химика Дмитрия Менделеева. «Изучение трудов и вдохновение работами этих совершенно разных людей сделали его настоящим естествоиспытателем», — добавил Степан Калмыков.

Также он отметил, что Владимир Иванович никогда не прекращал работу в поле. Подход, в котором фундаментальная наука плотно соседствует с практическими исследованиями, Вернадский прививал и своим ученикам, более 20 из которых стали известными учеными и продолжили дело своего наставника. «Владимир Иванович вел широкую просветительскую деятельность в разных учебных заведениях, активно образовывал женщин на специализированных курсах, так как видел в них большой потенциал для развития науки», — отметил Степан Калмыков.

Большинство исследований в конце жизни Вернадского связаны с открытием радиоактивности. Ученый называл это явление «бренностью атомов», то есть их способностью к дезинтеграции и распаду. Владимир Иванович лично знал Марию Склодовскую-Кюри и ее мужа Пьера Кюри, авторов понятия радиоактивности. В их доме-музее в Париже до сих пор висит портрет Владимира Ивановича. «Вернадский вел в своих трудах заочную полемику с Эрнестом Резерфордом, который считал, что должна пройти сотня лет, чтобы человек научился использовать атомную энергию в своих целях. Российский ученый еще в 1912 году писал, что это должно произойти в ближайшее время. А в 1922 году он уже написал: “Недалеко время, когда человек получит в свои руки атомную энергию, такой источник силы, который даст ему возможность строить свою жизнь, как захочет”. И он оказался прав», — заключил Степан Калмыков.

Генеральный директор Кольского научного центра РАН Сергей Кривовичев выступил на заседании с докладом, посвященным влиянию академика Вернадского на современную минералогию. «Это было основным полем его деятельности вплоть до 1920-х годов. В полных собраниях сочинений — четверть его работ посвящена именно этой теме — это самый большой процент из всех тематических направлений», — отметил он.

Докладчик рассказал, что Владимир Иванович перестроил всю систему преподавания минералогии в Московском университете. Он выделил две точки зрения на эту науку: статическую, связанную с Карлом Линнеем и его трудами, и динамическую, связанную с именем Жорж-Луи де Бюффона. Ученик академика, известный ученый Александр Виноградов отмечал, что им представляли «вместо скучного описания минералов — генетическую минералогию».

«Проблемы освоения минеральных богатств России совершенно гармонично вытекали из его философии науки. В 1927 году он создал кристаллографическое направление в этой науке, ныне доминирующее», — рассказал Сергей Кривовичев. Ученик Вернадского Бруно Бруновский создал первую рентгеновскую установку в советском университете. «Он незаслуженно умер в тюрьме, но мои коллеги сейчас собираются увековечить память этого ученого и назвать новый минеральный вид силиката циркония, который не имеет аналогов среди природных и синтетических соединений, в честь него», – добавил докладчик.

Ольга Плямина, генеральный директор Неправительственного экологического фонда имени В.И. Вернадского, рассказала на заседании президиума РАН о деятельности организации. «Мало ответственно пользоваться ресурсами, надо в принципе формировать экологическую структуру нашей страны, чем мы и занимаемся», — заявила выступающая.

Среди главных задач фонда она обозначила привлечение молодежи к фундаментальным исследованиям и сохранение традиции глубинного изучения естественных наук, которую и преподавал Вернадский.

Ее мысль поддержал и президент РАН Геннадий Красников. «Сейчас в школах проходят обязательные уроки “Разговоры о важном”. Мы обратились с инициативой посвятить один из них памяти Владимира Вернадского. А 25 апреля исполнится 120 лет со дня рождения другого великого ученого — Андрея Колмогорова. Детям стоит рассказать и о нем. Мы сейчас занимаемся подготовкой программы таких занятий», — отметил глава Академии наук.

Автор: Полина Ячменникова