Опубликовано 23 декабря 2020, 13:00

Уровень воды в Каспийском море может снизиться на 18 метров

© ESA

По прогнозам немецких и нидерландских исследователей, уровень воды в Каспийском море за XXI век снизится на 9–18 метров, что будет иметь необратимые последствия для экосистемы водоема, а также для жизни миллионов людей. Для смягчения последствий этих изменений ученые предлагают создать группу под руководством международных климатических фондов. Статья опубликована в журнале Nature Communications Earth & Environment.

Из-за климатических изменений уровень мирового океана постоянно повышается, однако страны вокруг Каспийского моря сталкиваются с противоположной проблемой — падением уровня воды. Каспийское море не имеет выходов к океану, однако это самый большой водоем на планете. С 1990-х годов уровень воды каждый год опускался на несколько сантиметров. Коллектив ученых из Гисенского и Утрехтского университетов спрогнозировал будущую динамику снижения уровня воды в Каспийском море.

Уровень воды в Каспийском море может снизиться на 18 метров

© Prange et al.

«Если уровень Северного моря снизится на 2–3 метра, доступ к таким портам, как Роттердам, Гамбург и Лондон, будет затруднен. Все страны Северного моря столкнутся с огромной проблемой, — говорит соавтор работы, сотрудник Утрехтского университета Франк Весселинг. — В случае Каспийского моря речь идет о снижении в лучшем случае на девять метров».

В худшем случае, по мнению ученых, уровень воды снизится на 18 метров, что приведет к исчезновению трети площади Каспийского моря. Этот процесс вызван повышенным испарением и сокращением морского льда зимой, он может значительно повлиять на экосистему, обитателями которой являются белуга и каспийский тюлень, а также множество перелетных птиц. Кроме того, изменения будут иметь значение и для миллионов людей, живущих у моря или у впадающих в него рек. Государствам региона придется заключать новые соглашения о границах и правах на рыболовство. Ученые призывают к созданию международной группы под руководством Программы ООН по окружающей среде.