Опубликовано 11 февраля 2019, 16:29

Вспышкам в атмосфере Земли не нашли объяснений

© NASA/Indicator.Ru

В интервью «РИА Новости» директор НИИ ядерной физики имени Д. В. Скобельцына МГУ Михаил Панасюк сообщил об исследованиях земной атмосферы при помощи приборов на борту спутника «Ломоносов» и обнаруженных недавно вспышках. Многие СМИ окрестили их «неизвестным науке явлением». Indicator.Ru обратился за комментарием к самому ученому.

«Это очень короткие вспышки в ультрафиолетовом диапазоне, их длительность — миллисекунды, несколько десятков миллисекунд, иногда более длительные, — рассказал Панасюк. — Эти события не находят адекватного объяснения в рамках существующих физических представлений об их природе».

Суммарная энергия, выделяющаяся в течение такого импульса, составляет порядка нескольких мегаджоулей. Их особенностью является отсутствие связи с грозовой активностью в нижележащих слоях, в отличие от других похожих процессов. Сегодня статистика вспышек невелика — зарегистрировано всего около десятка событий.

«Наша задача — найти физическое объяснение этих явлений. Оно может быть как природного характера, так и антропогенного», — пояснил ученый.

Другие наблюдения в данном диапазоне проводились, но они проходили в непрерывном режиме, их временное разрешение не позволяло регистрировать подобные вспышки, так как они не были нацелены на исследование транзиентов, то есть быстрых процессов. Смотрящих на Землю телескопов и приборов ультрафиолетового диапазона, способных фиксировать короткие всплески, очень мало. В 2018 году на МКС был доставлен прибор ASIM (Atmosphere-Space Interactions Monitor), но никаких его данных пока опубликовано не было.

«Транзиентные световые явления в ультрафиолете начали исследовать в 1990-х годах сначала наземными средствами, а затем и космическими, — рассказывает Михаил Панасюк. — Часть этих явлений объясняется в рамках предложенных физических моделей. К ним относятся спрайты, эльфы, голубые джеты, причем практически все они связаны с грозовыми явлениями в нижней атмосфере».

При взаимодействии частиц космических лучей очень высоких энергий с атмосферой могут наблюдаться ультрафиолетовые вспышки. Однако ставшие новостным поводом события не похожи на них, так как сопровождающие проникновение космических частиц вспышки длятся около микросекунд, то есть они заведомо короче, чем недавно зарегистрированные. Кроме космических лучей высоких энергий в атмосферу вторгаются и менее энергетичные частицы. Они тоже могут вызывать ультрафиолетовые вспышки, но не прямым способом, а являясь причиной других процессов, например, возникновения нестабильностей в плазме.

В ближайшие годы российские ученые планируют установить на МКС два новых ультрафиолетовых приемника излучения: «УФ-Атмосфера» (MINI-EUSO) и «КЛПВЭ» (Космические Лучи Предельно Высоких Энергий). Первый должен начать работать в 2020 году, а второй пока находится в стадии проекта, но должен быть готов в течение следующего десятилетия. Эти приборы должны помочь окончательно установить природу вспышек.