Опубликовано 01 ноября 2016, 19:05

Вулканологи: магматический очаг может располагаться не прямо под вулканом, а в стороне от него

Сент-Хеленс

© Steven Hansen

Американские исследователи обнаружили, что магматический очаг стратовулкана Сент-Хеленс находится не под ним, как это обычно бывает, а в отдалении, рядом с соседним вулканом Адамс. Подробнее с работой ученых можно ознакомиться в журнале Nature Communications.

Вулкан Сент-Хеленс находится на территории штата Вашингтон и принадлежит Тихоокеанскому огненному кольцу (поясу, проходящему по периметру Тихого океана, в котором сконцентрировано большинство действующих вулканов и очагов землетрясений). Он является самым активным в Каскадной дуге, расположенной в западной части Северной Америки и простирающейся от юго-запада Британской Колумбии до Северной Калифорнии на расстояние более 1000 км. Крупнейшее извержение вулкана Сент-Хеленс произошло в 1980 году. Интересно, что вулкан Сент-Хеленс «сдвинут» на 50 км на запад от вулканической дуги, что нетипично.

Геологи из Университета Нью-Мексико, используя данные сейсморазведки высокого разрешения, обнаружили, что под вулканом отсутствует магматический очаг (скопление магмы подземной поверхностью). Магма образуется в результате погружения океанической литосферной плиты под континентальную так, что она плавится в мантии (этот процесс называется субдукцией).

Исходя из сейсмических данных, ученые предполагают, что источник магмы расположен юго-восточнее вулкана Сент-Хеленс, ближе к вулкану Адамс. Непосредственно под вулканом Сент-Хеленс царит холод геологической структуры под названием «мантийный клин». Обычно считается, что очаг расплавленной магмы должен располагаться прямо под вулканом, но американские ученые показали, что это не всегда обязательно.