Опубликовано 17 января 2020, 08:53

Вулканы оказались невиновны в вымирании динозавров

© Shutterstock

Международная группа ученых пришла к выводу, что вулканическая активность не сыграла прямой роли в мел-палеогеновом вымирании. Посвященная исследованию статья была опубликована в журнале Science.

Большинство ученых признают, что мел-палеогеновое вымирание произошло из-за эффектов, вызванных падением астероида. Однако некоторые исследователи сосредоточились на роли вулканов из-за признаков того, что их активность сильно возросла примерно одновременно с исчезновением динозавров.

«Вулканы могут привести к массовым вымираниям, потому что выделяют много ядовитых газов, таких как SO2 и CO2, которые способны изменить климат и сделать среды обитания непригодными для жизни, — говорит ведущий автор нового исследования, адъюнкт-профессор кафедры геологии и геофизики Йельского университета Пинкелли Халл. — Но последние работы были сосредоточены на времени извержения лавы, а не на выделении газов».

Чтобы точно определить время выброса вулканических газов, команда ученых сравнила изменение средней температуры в то время и соотношение изотопов углерода в образцах морских ископаемых с моделями климатического эффекта выбросов CO2. Ученые пришли к выводу, что большая часть выброса газа произошла задолго до столкновения с астероидом.

Согласно новым данным, вулканическая активность в позднем меле вызвала постепенное глобальное повышение температуры примерно на два градуса, но не массовое вымирание. Некоторые виды, по словам ученых, мигрировали к Северному и Южному полюсам, но вернулись задолго до столкновения с астероидом.

Таким образом, ученые не видят в вулканах виновника массового вымирания. Результаты этого исследования также показывают, что океаны могут поглощать огромное количество углекислого газа, скрывая от ученых реальные масштабы вулканических выбросов.