Опубликовано 11 ноября 2017, 14:55

Вымирание динозавров оказалось случайностью

© Mark Garlick/Science Photo Library/Getty Images

Ученые из Университета Тохоку выяснили, что если бы астероид, упавший на полуостров Юкатан 66 миллионов лет назад, упал в любую другую часть Земли, динозавры сумели бы выжить. С подробностями исследования можно ознакомиться в журнале Scientific Reports.

Последнее массовое вымирание животных на Земле произошло 65,5 миллионов лет назад из-за падения астероида в южной Мексике, оставившего после себя 300 километровый кратер Чиксулуб. Прошедшая по поверхности планеты высокотемпературная ударная волна вызвала лесные пожары. В результате этого в атмосферу попало большое количество сажи и угарного газа. Считалось, что поднятые частицы пыли и сажи вызвали изменения климата, поверхность Земли на несколько лет оказалась закрыта от прямых солнечных лучей пылевым облаком. Динозавры и другие наземные животные не смогли пережить резкое похолодание.

В новом исследовании ученые пришли к выводу, что при лесных пожарах столь губительные объемы сажи не попали бы в атмосферу. Дело в том, астероид упал в богатое углеводородами место. Осадочные породы на этой территории содержали огромные запасы нефти. Падение астроида высвободило эту нефть и подожгло ее. В результате в атмосферу попало большое количество сажи и пепла.

При помощи компьютерного моделирования ученые составили карту, показывающую плотность распределения углеводородов по планете 66 миллионов лет назад. Оказалось, что 87% поверхности Земли было гораздо менее богато углеводородами. По словам ученых, если бы астероид упал почти в любое другое место, образовалось бы меньше сажи. Солнечные лучи продолжили бы проникать на Землю, согревая планету, и динозавры, вероятно, смогли бы выжить.