Опубликовано 02 января 2017, 16:26

Выяснена причина того, почему 500 млн лет назад на Земле вырос уровень кислорода

© joakant/Pixabay

Ученые из Висконсинского университета в Мэдисоне выяснили, почему 500 миллионов лет назад содержание кислорода в воздухе на Земле неожиданно и резко выросло. Результаты их исследования опубликованы в журнале Earth and Planetary Science Letters.

Фотосинтез проходил на Земле еще два с половиной миллиарда лет назад, однако 500 миллионов лет назад, во время так называемого Кембрийского взрыва, уровень кислорода неожиданно поднялся до очень высокой отметки. Ученые связали этот факт с ростом залежей осадочных отложений, насыщенных богатым углеродом органическим веществом.

Не будучи погребенными под слоем почвы, остатки погибших растений на земной поверхности возгорались, и в результате реакции горения кислород из атмосферы связывался с углеродом из горящих органических остатков, образуя углекислый газ. Однако скрытые под осадочными отложениями органические остатки не горели и, следовательно, оставляли кислород в атмосфере нетронутым. Впоследствии эти органические остатки, вероятно, стали органическим топливом — нефтью, газом и углем.

В ходе своих исследований ученые использовали специальную базу данных Macrostrat, в которой собрана геологическая информация о Северной Америке. Система в течение десяти лет разрабатывалась соавтором статьи, Шенаном Питерсом. Однако стоит отметить, что в этой базе данных пока нет сведений об остальной земной поверхности.