Загрязнение Арктики замедлило рост деревьев сибирской тайги
Международный коллектив ученых оценил воздействие выбросов от локальных и удаленных источников промышленного загрязнения на рост деревьев в Сибирской Арктике. Исследователи пришли к выводу, что наблюдающиеся с 1970-х годов изменения в скорости прироста деревьев связаны с загрязнением атмосферы и сопутствующим снижением освещенности. Результаты работы опубликованы в журнале Ecology Letters.
Тайга, охватывающая огромные территории Евразии и Северной Америки, — самый большой наземный биом мира. Она вносит существенный вклад в стабилизацию климата на планете. Еще в конце прошлого века ученые обратили внимание на то, что начиная с 1970-х годов термический режим, от которого напрямую зависит продуктивность экосистем в северных лесах, оказывает все меньшее влияние на рост деревьев.
Международный коллектив ученых, большая часть которого была представлена исследователями из Института леса им. В. Н. Сукачева Красноярского научного центра СО РАН и Сибирского федерального университета, провел исследование на севере Красноярского края, пытаясь разрешить эту проблему. Ученые зафиксировали масштабную смертность деревьев в районе Норильска, пик которой приходится на 1960–1980-е годы. Для этого времени характерен также резкий рост концентраций серы, меди и никеля в образцах древесины. Однако снижение прироста деревьев в северных широтах наблюдается и на удаленных от Норильска участках.
Расчеты показали, что на это повлияло уменьшение интенсивности приходящей солнечной радиации в северных широтах, связанное с загрязнением атмосферы. Источники загрязнения при этом могут находиться за тысячи километров от арктических регионов. Сравнив теоретические расчеты ширины годичных колец с реальными данными, ученые выяснили, что с 1970-х годов появилось расхождение между наблюдениями и теорией, которое говорит о наличии внешнего фактора. Добиться соответствия удалось после учета снижения прозрачности атмосферы. В северных широтах этот фактор оказался настолько значимым, что перевесил положительный эффект наблюдаемого роста температур.
«В нашей работе все начинается с Норильска, а заканчивается достаточно глобальными выводами о влиянии загрязнения (не только предприятиями России, но и Северной Америки, Европы, Восточной и Юго-Восточной Азии, а также вследствие лесных пожаров и вулканической деятельности) на продуктивность северных лесов. Проблема расхождения прироста деревьев и роста температур была обозначена в 1990-е годы прошлого века и до сих пор не была разрешена. В связи с тем, что реконструкции температуры на основе годичных колец деревьев составляют основу отдельных частей ряда докладов Межправительственной группы по изменению климата, наша работа должна вызвать огромный интерес не только у специалистов, но и у лиц, принимающих решения на региональном, государственном и межправительственном уровнях. По сути, речь идет о все еще сохраняющейся способности годичных колец деревьев отслеживать глобальные изменения климата и о привлечении внимания к состоянию экосистем Арктики», — подчеркивает один из авторов исследования, ведущий научный сотрудник ИЛСО РАН и СФУ Александр Кирдянов.
Понравился материал? Добавьте Indicator.Ru в «Мои источники» Яндекс.Новостей и читайте нас чаще.
Пресс-релизы о научных исследованиях, информацию о последних вышедших научных статьях и анонсы конференций, а также данные о выигранных грантах и премиях присылайте на адрес science@indicator.ru.