Опубликовано 27 апреля 2017, 12:01

История науки: «небесный кит» из Европы

12 лет назад первый полет совершил самый большой пассажирский самолет
А380

А380

© Wikimedia Commons

О самолете, превзошедшем знаменитый B747, о счастливой восьмерке и о вкладе российских инженеров в европейскую авиацию рассказывает наш сегодняшний выпуск рубрики «История науки».

Идея потеснить монополию компании Boeing на рынке сверхбольших пассажирских самолетов (из серии тех, которые могут перевозить 600-800 пассажиров за один раз) в компании Airbus возникла еще в 1990-х годах. Тогда и появилась концепция лайнера A3XX. Но создавать такой гигант было рискованно: было непонятно, выдержит ли рынок двух «одноклассников». Примеры, когда на ограниченный рынок выходило два самолета и один проваливался, одновременно «вынося» всю авиакомпанию из области пассажирских авиаперевозок, были. Тем не менее в Европе решили рискнуть.

В декабре 2000 года совет директоров Airbus постановил потратить на разработку чуть меньше девяти миллиардов евро. А заодно и присвоить новой машине индекс. Вместо A3XX появился А380.

Выбор восьмерки посреди трехзначного индекса самолета дважды неслучаен. Во-первых, поперечное сечение будущего самолета с двумя палубами немного напоминает эту цифру. Во-вторых, программа А-380 во многом была направлена на азиатский рынок, а во многих странах Азии восемь — счастливое число.

Уже в 2001 году была утверждена компоновка нового лайнера, и 23 января 2002 года начали строить первые компоненты огромного крыла A380. В итоге крыло нового пассажирского лайнера получилось самым длинным из всех серийных самолетов в мире, шире только у знаменитого самолета «Геркулес» Говарда Хьюза, совершившего единственный полет, и у антоновской «Мрии» Ан-225, построенной в единственном экземпляре. А А380 шел в серию…

Силуэты крупнейших самолетов мира

Силуэты крупнейших самолетов мира

© Wikimedia Commons

Кстати, нужно сказать, что в конструирование гиганта внесли свой вклад и россияне. Инженерный центр Airbus в Москве выполнял прочностные расчеты, рассчитывал фюзеляж и расположение бортового оборудования.

Самолет, естественно, строили по частям, во многих странах, откуда их перевозили в Тулузу для сборки. Какие-то части самолетами, «супертяжеловесами» A300-600 Beluga и Ан-124 «Руслан», какие-то — судами. Самолет в сборочном цехе Airbus начал обретать свои черты.

Судно-транспортировщик деталей A380

Судно-транспортировщик деталей A380

© Wikimedia Commons

27 апреля 2005 года в 10:29 по местному времени А380 взлетел с ВПП Международного аэропорта Тулузы. Успешная посадка, совершенная почти через четыре часа, возвестила о появлении нового «кита» в высшей лиге пассажирских самолетов.

Что же из себя представляет А380? Огромная машина массой в 280 тонн (взлетная масса — до 560 тонн) имеет длину 73 метра. Размах крыла и того больше — 79,25 метра (площадь крыла как десять больших квартир — 845 квадратных метров). Ширина фюзеляжа — более семи метров, высота самолета — 24 метра. Он может перевезти 540 пассажиров в компоновке из трех классов (в таком случае в самолете есть даже бар) или 800 в экономклассе на расстояние более 15 000 километров.

Уже построено 200 самолетов этого класса, и выпуск продолжается. Если судить по предыдущему рекордсмену, B747, «триста восьмидесятый» прослужит еще не одно десятилетие.

Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram.