12:22, 09 января 2023
2 мин.

Артефакт науки и техники. Самолет ВМ-Т

ВМ-Т на МАКС-2021

ВМ-Т на МАКС-2021

Алексей Паевский

История науки и техники немыслима без артефактов: предметов, на которые можно посмотреть или даже потрогать. Поэтому мы решили открыть на портале совместно с ресурсами Indicator.Ru, Inscience.News, а в дальнейшем — и официальным порталом Десятилетия науки и техники рубрику «Артефакт», которая, мы надеемся, в 2023 году выйдет на режим 2-3-4 публикации в неделю . В ней мы будем публиковать истории фотографии экспонатов музеев медицины и истории науки, памятники истории техники, которая расположена в музее или как памятник в том или ином городе России и мира, а также памятники конкретному ученому, инженеру или конструктору.

А начнем мы с артефакта, который было увидеть раз в два года на аэродроме Жуковский на авиасалоне МАКС. К сожалению, в 2021 году «музейная» экспозиция была представлена всего двумя самолетами. Самый необычный из них – самолет ВМ-Т «Атлант».

ВМ-Т на МАКС-2013

ВМ-Т на МАКС-2013

История этого уникального самолета берет начало еще в середине 1950-х годов. 27 марта 1956 года в воздух поднялся стратегический четырехдвигательный бомбардировщик 3М, созданный в ОКБ Мясищева, который сам по себе представлял глубокую модернизацию «стратега» М-4. О нем мы расскажем чуть подробнее тогда, когда доберемся до сохранившихся экземпляров и сами их сфотографируем, а история создания нашего героя начинается четверть века спустя.

Самолет 3М в авиамузее Монино. Обратите внимание на центральный киль: у ВМ-Т два разнесенных киля

Самолет 3М в авиамузее Монино. Обратите внимание на центральный киль: у ВМ-Т два разнесенных киля

Необходимость в тяжелом грузовом самолете для негабаритных грузов возникла в конце 1970-х годов, когда в стране начались работы над комплексом «Энергия-Буран». Тогда и возникла идея класть части ракеты или космический челнок на спину ЗМ, чтобы перевозить их для финальной сборки на Байконур.

Самолет подвергся некоторым изменениям, главное из которых – замена одного киля на два, поскольку в обычной компоновке киль бы попадал в аэродинамическую тень от груза.

Уже в январе 1981 году в Раменском начали испытывать переделанный самолет. Он мог поднять «на спину» до 40 тонн груза – это был или блок ракеты-носителя «Энергия» (водородный бак, кислородный бак с двигательным отсеком), или «Буран» без киля, или что-то иное в специальном дирижаблеподобном контейнере (в такой компоновке он и выставляется на МАКСе уже который год).

Многоразовый космический корабль «Буран» перевозимый транспортным самолётом ВМ-Т в представлении художника. Иллюстрация из ежегодника «Soviet Military Power», 1985 год.

Многоразовый космический корабль «Буран» перевозимый транспортным самолётом ВМ-Т в представлении художника. Иллюстрация из ежегодника «Soviet Military Power», 1985 год.

Wikimedia Commons

Всего построили три самолета, но один из них «ушел» для испытаний в ЦАГИ. Два же других совершили более 150 рейсов на Байконур. Эксплуатация самолетов прекратилась в 1990 году – и программу «Энергия-Буран» закрыли, и появился Ан-225 «Мрия». Тем не менее, самолет стал вехой в истории советского авиапрома.