Артефакт науки и техники. Самолет ВМ-Т
А начнем мы с артефакта, который было увидеть раз в два года на аэродроме Жуковский на авиасалоне МАКС. К сожалению, в 2021 году «музейная» экспозиция была представлена всего двумя самолетами. Самый необычный из них – самолет ВМ-Т «Атлант».
История этого уникального самолета берет начало еще в середине 1950-х годов. 27 марта 1956 года в воздух поднялся стратегический четырехдвигательный бомбардировщик 3М, созданный в ОКБ Мясищева, который сам по себе представлял глубокую модернизацию «стратега» М-4. О нем мы расскажем чуть подробнее тогда, когда доберемся до сохранившихся экземпляров и сами их сфотографируем, а история создания нашего героя начинается четверть века спустя.
Необходимость в тяжелом грузовом самолете для негабаритных грузов возникла в конце 1970-х годов, когда в стране начались работы над комплексом «Энергия-Буран». Тогда и возникла идея класть части ракеты или космический челнок на спину ЗМ, чтобы перевозить их для финальной сборки на Байконур.
Самолет подвергся некоторым изменениям, главное из которых – замена одного киля на два, поскольку в обычной компоновке киль бы попадал в аэродинамическую тень от груза.
Уже в январе 1981 году в Раменском начали испытывать переделанный самолет. Он мог поднять «на спину» до 40 тонн груза – это был или блок ракеты-носителя «Энергия» (водородный бак, кислородный бак с двигательным отсеком), или «Буран» без киля, или что-то иное в специальном дирижаблеподобном контейнере (в такой компоновке он и выставляется на МАКСе уже который год).
Всего построили три самолета, но один из них «ушел» для испытаний в ЦАГИ. Два же других совершили более 150 рейсов на Байконур. Эксплуатация самолетов прекратилась в 1990 году – и программу «Энергия-Буран» закрыли, и появился Ан-225 «Мрия». Тем не менее, самолет стал вехой в истории советского авиапрома.