Артефакт науки и техники: жезловый аппарат Трегера с БАМа
/imgs/2023/05/04/18/5895231/ba5130863f40eb83cf4f17ae08c90fefebd4f723.jpg)
аппарат Трегера
© Алексей Паевский
Усть-Кут – город уникальный. Если вы летите в него, вам нужно брать билет до Усть-Кута. То же – если путешествуете автобусом или на машине. А вот поездом по БАМу нужно брать билет до станции Лена. А если теплоходом по Лене – то до пристани Осетрово. Два вокзала – «Лена» и «Осетрово» так и стоят друг напротив друга в центре этого города, вытянувшегося на несколько десятков километров вдоль реки.
/imgs/2023/05/04/18/5895232/9e6c167ce1376d7e6f3034d80a6d69148b9a1bca.jpeg)
Даниил Трегер
© Wikimedia Commons
Когда строился БАМ, проблема безопасности однопутных ниток стояла остро: важно было, чтобы на пути не вышли поезда навстречу друг другу. Чтобы этого избежать, пришлось пользоваться различными способами. В том числе – электрожезловой системой, изобретенной Даниилом Самуиловичем Трегером. Эта система начала внедряться на советских путях сообщения с 1924 года.
/imgs/2023/05/04/18/5895233/daae166a75c2400fa709b03a35caa50f25535ba2.jpg)
Фото из исторического музея Усть-Кута
© Алексей Паевский
Суть системы такова: на станциях в аппараты было вложено 20-40 жезлов, дающих возможность проехать по пути. Извлечь жезл можно было только после посланного сигнала-запроса со станции отправления и соседи дали ответ, повернув ручку индуктора. Но и этого мало: система не выдавала жезл, если общее число жезлов на обоих станциях между перегонами не было четным. Как только «пропускающий» жезл извлекался, внутри поворачивались кодовые диски и ни на одной из двух станций более жезлы извлечь было невозможно. Так обеспечивалась безопасность движения по однопутным ниткам.