История науки: неизвестный российский автомобиль
Почему первый отечественный автомобиль остался никем не замеченным, какие машины предпочитал Николай II и при чем тут потомок Кулибина, Indicator.Ru рассказывает в рубрике «История науки».
Как флотский лейтенант и горный инженер автомобиль строили
Вторая половина XIX века ознаменовалась настоящей гонкой среди инженеров, пытавшихся создать «безлошадный экипаж». За право называться первым изобретателем автомобиля боролись около четырехсот человек. Все они строили, конструировали в надежде первыми запатентовать свое изобретение. Опередили всех инженеры Готтлиб Даймлер и Карл Бенц. Даймлер в 1883 году разработал первый работоспособный двигатель внутреннего сгорания, а два года спустя Бенц создал автомобиль.
В России первым автолюбителем стал издатель газеты «Одесский листок» Василий Навроцкий. В 1891 году, возвращаясь из поездки во Францию, Навроцкий привез на родину машину марки Panhard & Levassor, основанной пятью годами ранее. По другой версии, первый импортный автомобиль, появившийся в Российской империи, принадлежал компании Benz. Вероятно, путаница произошла из-за того, что на автомобили обеих марок устанавливались двигатели Daimler. В Петербурге первый автомобиль появился в 1895 году. Сразу четыре машины моделей Benz Victoria и ее уменьшенной версии Benz Velo начали покорять улицы северной столицы. Benz Velo подтолкнула российских конструкторов Евгения Яковлева и Петра Фрезе к мысли создать отечественный аналог машины и одновременно стала его прототипом.
Идея создать автомобиль у русских инженеров появилась во время участия на Всемирной промышленной выставке в Чикаго в 1893 году, где они и познакомились. Отставной лейтенант военно-морского флота Яковлев основал в 1891 году небольшой машиностроительный и меднолитейный завод в Петербурге. Предприятие производило нефтяные, керосиновые, газовые, а с 1893 года – и бензиновые моторы. Некоторые из своих двигателей Яковлев продемонстрировал на чикагской выставке. Горный инженер по образованию Павел Фрезе, дальний родственник «нижегородского Архимеда» Ивана Кулибина, организовал каретную мастерскую, где с 1876 года производил конные экипажи.
На выставке в Чикаго Яковлев представлял газовые двигатели, а его новый товарищ – образцы конных повозок. Оба изобретателя были награждены бронзовыми медалями. Кроме того, предприниматели познакомились с самим Готтлибом Даймлером. Тогда же внимание наших героев привлек и автомобиль марки Benz Velo. Воодушевленные изобретатели скрупулезно изучили немецкую новинку и решили создать в России автомобиль близкой, но более передовой конструкции.
В следующем году император Александр III распорядился провести летом 1896 года новую Всероссийскую промышленную выставку в Нижнем Новгороде. Наши герои решили в мероприятии участвовать и быстро взялись за разработку автомобиля.
Подробности работы конструкторов неизвестны. Пожалуй, первое детальное описание автомобиля содержится в одном из выпусков «Журнала новейших открытий и изобретений», вышедшем незадолго до начала выставки. Специалисты отметили, что еще не оконченный экипаж по внешнему виду не сильно отличался от аналогичных зарубежных конструкций, однако российским изобретателям удалось усовершенствовать машину. Яковлев и Фрезе приделали складной верх, что было очень кстати в условиях российского климата. Кожаные передаточные ремни уступили место резиновым, что уменьшило скольжение на шкивах.
«Смотреть не на что, за границей лучше»
Девятого июня 1896 года в Нижнем Новгороде начала работу Всероссийская промышленная и художественная выставка. В одном из павильонов очень близко к входу можно было увидеть первый отечественный автомобиль, о котором воодушевленно рассказывал Фрезе. Продемонстрировать машину в движении были решено 1 июля в присутствии Николая II и его семьи. Пока машина ездила на площадке около экипажного отдела, ее запечатлел популярный фотограф Максим Дмитриев.
По своему внешнему виду автомобиль напоминал извозчицкие дрожки, оснащенные двигателем внутреннего сгорания. На заводе Яковлева были сконструированы двигатель и трансмиссия. Экипажный завод Фрезе отвечал за корпус, ходовую часть и колеса. У автомобиля было целых две передачи: одна была холостой, другая позволяла ехать вперед. Тормозов также было два: ножной – для коробки передач, ручной – для задних колес. Двигатель мощностью две лошадиных силы (мощность автомобилей Benz тогда составляла 1,5 л.с.) позволял машине развивать скорость до 21 км/ч и ехать без дозаправки 20 км. Длина автомобиля составляла почти 2,5 метра, вес – 300 кг.
Благодаря огромным колесам – передним радиусом 780 мм и задним радиусом 836 мм – машина могла передвигаться по бездорожью. Сами колеса, деревянные и обтянутые резиной, вращались на бронзовых втулках.
Четырехтактный двигатель Яковлева получился легче европейских аналогов. Система охлаждения было устроена следующим образом: вода непрерывно кипела и испарялась, и лишь часть ее охлаждалась, поступая в конденсатор. Поэтому воду приходилось постоянно подливать, и автомобиль всегда возил с собой 30-литровый запас жидкости в двух боковых латунных баках. Важно, что машина было оснащена новаторским по тем временам электрическим зажиганием.
Автомобиль Фрезе и Яковлева стоил 1500 рублей, что было вдвое ниже цены европейских машин. Российская машина не уступала иномаркам по техническим характеристикам. Однако, несмотря на относительно «демократичную» цену автомобиля, позволить его себе могли лишь богатые люди. Для сравнения: хорошую лошадь можно было купить за 50 рублей, а зарплата рабочего составляла примерно 25 рублей в месяц.
Невзирая на все достоинства первого русского автомобиля, серьезно им никто не заинтересовался. «Смотреть не на что, за границей лучше», – так в своем дневнике резюмировал Николай II впечатления от изобретения Фрезе и Яковлева. Интересно, что сам император, приобретая свои первые два автомобиля, отдал предпочтение французской марке Delaunay-Belleville. В 1905 году Николай II заплатил за каждый 9200 рублей. В историю автомобили вошли под аббревиатурой «SMT», которая расшифровывается как «Sa Majeste le Tsar» – «Его Величество Царь».
Но вернемся к автомобилю Фрезе и Яковлева. Итак, императора машина не впечатлила, возможно, поэтому и пресса, и техническая комиссия выставки решили про изобретение умолчать. Так или иначе, после ярмарки надежды талантливых изобретателей рухнули. За двигатель и экипаж Яковлев и Фрезе были удостоены лишь серебряных медалей. О главном же их труде практически никто нигде не упоминал. Богачи не рискнули вкладывать средства в развитие нового вида транспорта. Автомобиль пришлось забрать обратно в Петербург, где он канул в небытие.
Завод двигателей из-за больших расходов оказался на гране разорения. Трудности возникли и в связи со смертью Яковлева в 1898 году. Фрезе с трудом удержался на плаву. Без своего надежного партнера инженер он начал покупать заграничные моторы. Постепенно предприниматель открыл предприятия в Петербурге, Москве и Варшаве, где наладил производство первых грузовиков, пожарных машин и карет скорой помощи. В 1910 году Фрезе продал дело новому рижскому заводу «Руссо-Балт».
Возвращение
Долгие десятилетия считалось, что автомобиль Яковлева и Фрезе утрачен навсегда. Но спустя 100 лет, в 1996 году, первый отечественный автомобиль вновь предстал перед публикой в московском автосалоне. Коллектив инженеров-энтузиастов смог отреставрировать машину.
В архивах реставраторы отыскали единственный дошедший до наших дней негатив и изучили на нем каждую просматриваемую деталь. При помощи специальной программы ученых из Института прикладной математики им. М.В. Келдыша, реставраторы построили проекционные виды сбоку, спереди и сверху. Учитывая размеры среднего человека конца XIX века, исследователи определил наиболее возможные размеры видимых деталей машины. Инженеры разработали общие чертежи автомобиля, собственноручно ковали, сваривали и окрашивали металл для него, а также строгали древесину и кроили кожу. Год спустя реконструкция было готова. Сейчас копию машины можно посмотреть в экспозиции Политехнического музея.
Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram.